«Известия»: Казахстан остался с нефтью

«Круги на воде» от конфликта в Южной Осетии продолжают «накрывать» все новых торговых партнеров Грузии. Под большим вопросом оказались все пути, идущие через Кавказ в обход России. Вот и вчера премьер-министр Казахстана Карим Масимов был вынужден распорядиться остановить экспорт через Грузию. Высвободившуюся нефть наши южные соседи собираются переработать на своих нефтеперерабатывающих заводах, а полученный бензин направить на внутренний рынок. Что-то может попасть и в пограничные регионы России, — пишут «Известия».

Экспорт нефти является для Казахстана (как и для России) главным источником доходов бюджета и основной позицией во внешней торговле. Из республики «черное золото» вывозят по нефтепроводам через территорию России, через Кавказ (танкерами в Азербайджан, потом по нефтепроводам и железной дороге в Грузию и дальше опять морем) и — гораздо меньше — по железной дороге в Китай. Поэтому конфликт вокруг Южной Осетии поставил под угрозу очень многое — почти третью часть казахстанского нефтяного экспорта. И вопрос этот вчера на совещании рассматривал лично премьер-министр республики.

— Несмотря на то что грузинский Батумский порт в связи с ситуацией на Кавказе не пострадал и враждебных действий в отношении его не было, обеспокоенность сохраняется, — докладывал премьеру президент национальной нефтяной компании «КазМунайГаз» Серик Буркитбаев. — Мы вывели все сухогрузы и танкеры, которые стояли под наливом.

Казахстанская нефть продолжает поступать в порт Батуми, но теперь он только принимает ее на хранение в припортовые хранилища. А ведь речь идет о колоссальной нефтяной «луже» в миллион тонн за один только год! Ее точно ни одно хранилище не вместит. Как же быть?

— Давайте переориентируем эти потоки на внутреннее потребление. Отработайте этот вопрос с министерством энергетики, — выслушав эти невеселые новости решил Карим Масимов.

Правда, премьер не стал пояснять, что конкретно он имеет в виду под расплывчатой формулировкой «внутреннее потребление», оставив широкий простор для предположений.

Часть этой нефти можно попытаться переориентировать на экспорт через Россию — по трубопроводам и железной дороге. Но так сразу найти здесь дополнительные пропускные мощности на миллион тонн будет непросто.

Что же тогда имел в виду премьер Казахстана?

— Скорее всего он как раз и хотел, чтобы не попавшая в Грузию нефть осталась в республике и была переработана на наших нефтеперерабатывающих заводах, — полагает начальник отдела анализа департамента информации и анализа Казахстанской фондовой биржи Руслан Дзюбайло. — А полученное моторное топливо — тот же бензин — продадут на внутреннем рынке.

В результате экономика Казахстана может получить и неожиданный «бонус» — вместе с увеличением поставок цены на бензин и солярку могут значительно сократиться. А уменьшившийся из-за переработки и внутреннего потребления нефтяной поток тогда можно попытаться экспортировать через Россию. Кстати, если Казахстан начнет поставлять свой бензин и «дизель» в Россию, это может придержать и быстрорастущие отечественные цены на топливо.

Но это пока дело будущего, пусть и ближайшего. А вот вопрос о «закате» значения Грузии как альтернативного России пути экспорта нефтепродуктов можно считать решенным.

Югоосетинский конфликт «может заставить задуматься над рисками использования для транзита грузинской территории при реализации ряда международных проектов в нефтегазовом секторе, в рамках которых предполагалось использовать маршруты в обход России», говорится в вышедшем вчера аналитическом исследовании инвестиционной компании «Тройка Диалог». Ведь теперь из-за проблем в Грузии возможен срыв поставок очень большим объемом в 1, 6 млн баррелей нефтяного эквивалента только за одни сутки простоя.

***
Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) попросила российского нефтепроводного оператора «Транснефть» увеличить экспорт азербайджанской нефти.

— Если раньше по нефтепроводу Баку — Новороссийск из Азербайджана прокачивалось 83 тыс. тонн в месяц, то теперь по месяцу станет 166 тыс. тонн. То есть нас попросили дополнительно прокачать 83 тыс. тонн в месяц, — заявил вчера вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. А после завершения ведущегося сейчас ремонта объем прокачки может еще вырасти. Переориентация потока нефти на Россию объясняется непростой ситуацией, в которую попала ГНКАР. Сначала 6 августа из-за взрыва на турецком участке «стал» нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан. А теперь военные действия грузинского руководства сделали небезопасным и экспорт через грузинские порты.

http://www.oilru.com/news/79989/

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *