«Компания»: Пробуждение дракона

картинка с сайта http://img.blogonline.ru/

Портал «Нефть России»:   В течение последних нескольких лет КНР стала самым крупным инвестором в экономику африканских стран. Первая колонизация Африки прошла во второй половине XIX века, когда европейские государства поделили почти весь континент. Сейчас идет вторая, в которой участвует только одна страна — Китай, — пишет «Компания».

Французский император Наполеон однажды сказал: «Не будите Китай. Потому что, когда он проснется, весь мир вздрогнет». Слова оказались пророческими. «Китайский дракон» проснулся после двухвековой спячки. Очевидно, что в мире уже появилась новая супердержава. Сегодня в Китае проживает одна пятая часть населения планеты. И с каждым днем все большее число этих людей стремится к благосостоянию. Пекин бросил 1, 3 млрд своих граждан в горнило промышленной революции, не имея ни колоний, ни существенных запасов полезных ископаемых, кроме угля. Единственный способ осуществить эту революцию — наладить долгосрочные отношения с государствами, богатыми сырьем и ресурсами. Сами китайцы сравнивают себя с голодными подростками, которые быстро растут и должны обеспечивать свое развитие.

Пока Вашингтон занят войной в Ираке и иранской проблемой, а экономисты до хрипоты спорят, когда закончатся жизненно важные полезные ископаемые, китайцы скупают сырье везде, где возможно, и за любые деньги. Всего за несколько лет КНР стала крупнейшим в мире потребителем многих видов сырья. На долю Поднебесной приходится 30 % мирового импорта цинка, 27 % стали и железа, 25 % свинца, 23 % алюминия, 22 % меди, она закупает существенное количество никеля, олова, угля, хлопка и резины. Например, в 2007 году китайский импорт железной руды вырос на 62 % и достиг $33, 8 млрд, а меди — на 58, 5 % и составил $19, 7 млрд. По уровню потребления нефти КНР все еще уступает США, но разрыв между двумя странами стремительно сокращается. В Китае ВВП на душу населения составляет $6500. Как прогнозируют экономисты, в течение ближайших двадцати лет этот показатель приблизится к южнокорейскому. Тогда потребление Китаем алюминия вырастет в пять, нефти — в восемь, а меди — в девять раз! Если китайцы хотят и дальше развиваться ускоренными темпами, то они должны искать новые источники сырья и рынки сбыта своих товаров. США и другие западные державы уже захватили самые большие на планете источники нефти. Для КНР фактически закрыты Саудовская Аравия и Ирак, на долю которых приходится 45 % всей сырой нефти в мире. Африка — единственное место на планете, где остались свободные полезные ископаемые. На Черном континенте сосредоточено 90 % мировых запасов кобальта, 90 % платины, 50 % золота, 98 % хрома, 64 % марганца, более 30 % урана. Африканские леса до сих пор самые нетронутые на планете. В Африке много месторождений алмазов, а нефти больше, чем в Северной Америке. Считается, что этот регион обладает 40 % запасов гидроэнергии планеты. «Не найти континента, который лучше бы подходил для Китая, чем Африка», — заявил Марк Фабер, известный инвестор из Гонконга. Пекин провозгласил 2006-й год годом Африки. С тех пор китайские руководители не покидают Черный континент, совершая одну официальную поездку за другой. Сейчас на территории африканских стран работает больше китайских посольств, консульств и дипломатов, чем представительств из европейских стран. В течение последнего года председатель КНР Ху Дзиньтао дважды ездил в Африку с официальным визитом. В ходе второй поездки, продолжавшейся 12 дней, он посетил восемь стран. Ни одно другое государство не проявило подобного интереса, способности и желания налаживать хорошие отношения с африканскими лидерами. Пока европейские страны пытаются установить в странах Африки прямой политический контроль, КНР волнуют только экономические интересы. Активность Пекина достигла таких масштабов, что некоторые политики и экономисты все чаще называют этот регион Китайской Африкой. Китайские компании, финансируемые государством, с головокружительной скоростью добывают для своей экономики запасы нефти, меди, древесины, газа, цинка, кобальта, железа и других полезных ископаемых. Редкая неделя проходит без объявления о новой сделке.

По прогнозам экспертов, мировое потребление нефти ежегодно будет увеличиваться на 10 %. Несмотря на постоянно растущие цены, Китай не намерен ограничивать свои аппетиты. В январе — апреле 2008 года Китай закупил 59, 8 млн баррелей нефти. Это на 10 % больше, чем за тот же период прошлого года. На Африканском континенте Китай работает под лозунгом: «Нефть в обмен на помощь и инвестиции». Второй в мире потребитель «черного золота» покупает в Африке треть нефти. На его долю приходится две трети суданской нефти и четверть ангольской. Неудивительно, что Судан, где разведано 6 млрд баррелей и имеется огромное количество неразведанных месторождений, представляет для КНР огромную важность. В Пекине решили, что хорошие отношения с правительством Омара Башира намного важнее, чем острая критика диктаторского режима, который на китайские деньги и с китайским оружием проводит геноцид в Дар-фуре. К слову сказать, китайские торговцы оружием вовсю осваивают Черный континент. Уже к 2003 году Поднебесная захватила 10 % всего африканского рынка оружия. Сейчас доля китайцев, по мнению специалистов, выросла минимум в полтора раза.

Еще каких-то 10 лет назад доходы Судана от нефти были ничтожно малы. В прошлом году благодаря Пекину они выросли до $6 млрд. В Судане китайцы построили нефтепровод длиной 1500 км, инвестировав в страну в общей сложности не менее $15 млрд. По информации Shanghai Business Daily, крупнейший зарубежный инвестор в Судане — государственная нефтедобывающая компания China National Offshore Oil Corporation (CNOOC). Осваивать нефтяные богатства Черного континента компания начала после того, как в 2005 году правительство США запретило ей покупку американской Unocal на том основании, что сделка представляет угрозу национальной безопасности Америки. Основанная в 1982 году, CNOOC зарегистрирована на Британских Вирджинских островах, но ее штаб-квартира находится в Пекине. С начала 80-х ежегодная добыча нефти компанией выросла с 90 000 т до 23, 3 млн т, а чистая прибыль — с 40 млн до 11 млрд юаней. В 2006 году CNOOC купила за $2, 268 млрд у нигерийской South Atlantic Petroleum Limited 45 % акций нефтяного месторождения, способного давать 180 000 баррелей в день. Свои агрессивные намерения в Африке корпорация доказала в том же году, получив права на совместную с компаниями из Экваториальной Гвинеи разработку месторождения площадью 2300 кв. км на юге страны. С Анголой CNOOC заключила соглашение на $1, 5 млрд на освоение нового месторождения нефти. CNOOC также энергично покупает нефть в Чаде, Демократической Республике Конго, Габоне и Алжире. China National Petroleum Соф. (CNPC), еще одна государственная нефтедобывающая компания, в ближайшие три года вложит $5 млрд в нефтяную промышленность Нигера. Первый баррель CNPC добудет уже в 2009 году. Китайцы также намерены построить в этой стране нефтепровод длиной 2000 км и очистной завод на 20 000 баррелей нефти в день. Всего китайские компании вложили в нефтяную и газовую промышленность африканских стран свыше $30 млрд.

В конце прошлого года Industrial and Commercial Bank of China (ICBC) купил за $5, 6 млрд 20 % акций Standard Bank, крупнейшего африканского банка, главный офис которого находится в Йоханнесбурге. Банк имеет более 200 отделений в 18 странах континента. ICBC не стремится менять менеджмент или финансовую стратегию . В Пекине такое «мягкое» проникновение называют «невмешательством во внутренние дела». Основанный в 1984 году, ICBC является самым большим в мире по размерам рыночной капитализации, которая на 30 июня 2008 года составила 9, 4 трлн юаней ($1, 37 трлн). Разместив акции одновременно на Шанхайской и Гонконгской фондовых биржах, банк получил $19, 1 млрд и на $0, 7 млрд превзошел прежний рекорд, принадлежавший японской NTT DoCoMo. За первые шесть месяцев текущего года благодаря слабому влиянию ипотечного кризиса на Китай ICBC заработал 64, 5 млрд юаней ($9, 4 млрд), что на 57 % больше, чем за тот же период 2007 года, и превзошел HSBC, у которого «только» $7, 7 млрд. В составе ICBC свыше 18 000 отделений, включая 306 зарубежных, и 352 000 сотрудников, а также 2, 5 млн корпоративных и 150 млн физических клиентов.

Еще большую активность проявляет в Африке Export-Import Bank of China (Exlm), который финансирует более 300 проектов в 36 африканских странах. Exlm находится под полным контролем правительства КНР. Главная сфера его деятельности — экспортные кредиты, международные гарантии, займы на строительные проекты за рубежом. В прошлом году Exlm выдал африканским государствам более $15 млрд, что составило пятую часть всех кредитов банка. Например, правительство Мозамбика получило от Exlm кредит в $2, 3 млрд на строительство плотины и электростанции в Мепанда Ункуа и $0, 3 млрд на возведение плотины в Моамба-Мажоре. Кредит на $1, 6 млрд выдан Нигерии на совместное освоение с китайскими партнерами новых месторождений нефти. Еще $200 млн получила коммуникационная компания Нигерии для покупки первого в стране спутника связи. Работая в Африке, Exlm уделяет особое внимание тем отраслям экономики, к которым западный капитал не проявляет интереса. Достаточно сказать, что кредитный портфель американского банка US Exlm в странах к югу Сахары не превышает $500 млн. Общий объем китайских инвестиций в Африку, который, кстати, является большой тайной, по мнению многих аналитиков, уже превысил инвестиции Всемирного банка.

Хотя в Пекине и утверждают, что выдают кредиты на общих основаниях, 70 % тендеров на строительство общественных зданий в обязательном порядке отдается китайским фирмам. Таким образом, китайцы получают десятки тысяч рабочих мест для инженеров, проектировщиков и даже врачей. Например, во многих ангольских провинциях повсюду можно встретить китайцев, которые строят автомобильные и железные дороги, школы, дома. А в Хараре новый особняк президента Мугабе китайцы не только построили, но и спроектировали.

В 90-е годы торговый оборот между Китаем и африканскими странами вырос на 700 %, а с 2000 года увеличился еще в 4 раза. Сегодня КНР является крупнейшим торговым партнером Черного континента, после Америки. По расчетам Криса Алдена из Лондонской школы экономики и Энди Ротмана, специалиста по Китаю, через год-другой товарооборот достигнет $100 млрд. Китай станет главным торговым партнером Черного континента среди отдельно взятых государств. Пекин списал долги 33 бедным африканским странам, а год назад уменьшил торговые пошлины на 454 товара из 32 наименее развитых государств. Недавно президент Сенегала заявил: «Сегодня очевидно, что Европа близка к поражению в битве за Африку». Президент Нигерии сказал на приеме в честь Ху Дзиньтао: «Это век, когда Китай поведет мир. И когда вы поведете мир, мы хотим быть рядом с вами».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *