Эксперт: Альянс Москвы и Пекина носит декларативный характер

DW-WORLDРоссия и Китай подписали 28 октября ряд экономических соглашений. Эксперт по Китаю медиакомпании Deutsche Welle оценил перспективы сотрудничества в нефтяной сфере.

Российский премьер-министр  Владимир Путин и премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао подписали в Москве ряд экономических соглашений. Так, российская компания «Транснефть» и китайская корпорация CNPC договорились о строительстве и эксплуатации нефтепровода Сковородино — граница КНР. Кроме того, достигнуты соглашения о сотрудничестве в сфере высоких технологий, авиастроении, о строительстве российскими специалистами двух ядерных реакторов на самой большой АЭС в Китае.

Еще накануне обсуждения правительством России основных направлений внешнеэкономической политики страны до 2020 года осведомленные источники в Министерстве экономического развития, готовившего этот  документ, сообщили, что одним из его ключевых положений является постепенная переориентация российской торговли с Запада — то есть Евросоюза — на Восток: Индию и Китай. Именно Пекин может к 2020 году стать одним из главных внешнеторговых партнеров Москвы.

Эксперт по Китаю медиакомпании Deutsche Welle Ши Минь считает, что заявления о новом этапе отношений Москвы и Пекина носят декларативный характер.

Deutsche Welle: Как вы оцениваете принятие меморандума о сотрудничестве в нефтяной сфере?

Ши Минь: Соглашение о поставках нефти назрело очень давно. Председатель КНР Ху Цзиньтао трижды посещал Москву, еще когда президентом России был Владимир Путин. И каждый раз Путин обещал масштабные поставки нефти в Китай по нефтепроводу, который построят в ближайшем будущем. Данное соглашение — не что иное, как выполнение давних обещаний. Поэтому я крайне осторожно воспринимаю заявления, что у этих меморандумов большое будущее.- Что же мешало заключить их все это время?- Здесь следует учесть два фактора. Во-первых, это отношения России и Евросоюза, заключивших долгосрочные договоры о поставках энергоносителей. После вооруженного конфликта в Грузии эти соглашения снова стали предметом обсуждения. Сейчас не ясно, в каком объеме и в какие сроки Россия намерена поставлять энергоносители на Запад. Снабжать нефтью и газом сразу две крупнейшие мировые экономики она не способна, а потому вынуждена делать выбор между Пекином и Брюсселем.

Второй аспект связан с Центральноазиатским регионом. Хотя и Россия и Китай входят в Шанхайскую организацию сотрудничества, они соперничают и в Центральной Азии, и на Ближнем Востоке. В постсоветских республиках Центральной Азии Китай пытается путем заманчивых экономических предложений и финансовой помощи ослабить влияние России.

Но на фоне недавнего конфликта на Кавказе оно заметно усилилось. И Путин, и новый президент Медведев, предприняли ряд шагов и в отношении Ирана, направленных, прежде всего, на ослабление позиции Китая в этой крайне важной для обеих сторон игре против Запада. Конечно, это заставляет Пекин насторожиться.

— То есть, вы считаете неоправданными громкие заявления о создании нового экономического альянса?

 — Они неоправданны, в том числе и потому, что Россия до сих пор не стала членом Всемирной торговой организации. Ее экономика устроена совсем иначе, чем китайская. Она не ориентирована на экспорт — не считая, конечно, поставок полезных ископаемых. Последствия мирового финансового кризиса в России будут принципиально иными, чем в КНР. И меры, которые примут Москва и Пекин для преодоления кризиса, будут различны. Так что сфера возможного сотрудничества в будущем не расширится, а наоборот, сузится.

 

— Но сейчас Россия из-за ухудшившихся отношений с ЕС ищет новых потребителей ее энергоносителей. К ним относится и Китай…

 

— Это верно. Но если посмотреть на положение в мировой экономике, а в Китае рецессия уже налицо, то сейчас следует ожидать резкого снижения цен на сырье — нефть, сталь, металлы… Это означает, что спрос на них на крупнейших развивающихся рынках мира — китайском и индийском — не повысится, а напротив, значительно ослабнет, что обернется для России многомиллиардными потерями.

 

— Кто же в итоге Китай и Россия — партнеры или конкуренты?

 

— Они партнеры, когда противостоят влиянию Запада в Центральной Азии. Но они же — и соперники. Ведь и Россия и Китай претендуют на роль сверхдержав. И соревнуются — кто первый сумеет бросить вызов Западу и действительно изменить расстановку сил на мировой арене. После конфликта в Грузии можно сказать, что Россия опережает Китай, но, с другой стороны, поддержка Китаем западной экономики могла быть более действенной, если бы Пекин действительно захотел этого.

 

Беседовал Глеб Гаврик

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *