Кому нужен такой Штокман?

РОСБАЛТ: Штокман«Газпром» во вторник практически признал убыточность Штокмановского проекта. Глава Shtokman Development Юрий Комаров считает, что если государство не предоставит проекту налоговые льготы и беспошлинный экспорт газа, то на разработке гигантского шельфового месторождения можно будет поставить крест. Правда, непонятно тогда, зачем вообще этот проект нужен России.

Бюджет Штокмана на 2008-2009 годы – более $800 млн, а стоимость только первой фазы, на которой планируется добывать 23,7 млрд кубометров газа в год – $15 млрд. Правда,  эти расчеты делались в докризисное время, но и тогда для «Газпрома» была совершенно очевидна невозможность работы на месторождении в одиночку: во-первых дорого, а во-вторых, нет нужных технологий. Поэтому для того, чтобы после 2020 года вывести Штокман на производство 90 млрд кубометров газа в год (это предусматривают планы монополии), концерн привлек иностранных партнеров — норвежскуюю  StatoilHydro и французскую Total. Они стали миноритарными акционерами Shtokman Development, которая обустроит месторождение, построив нефтяную платформу, завод СПГ и трубопровод. «Газпром» же сохранил за собой контрольный пакет спецкомпании, а также лицензию на Штокман.

Однако на четвертом месяце кризиса «Газпром» вдруг обнаружил у себя проблемы с финансированием проекта. Штокман – один из приоритетных объектов инвестпрограммы концерна, которая в 2009 году составит 920,5 млрд рублей. Но компания уже нашла в своем балансе прорехи, которые надеется залатать с помощью государства. На прошлой неделе зампредправления монополии Валерий Голубев сказал, что необходимые в 2009 году для четырех генерирующих компаний 100 миллиардов рублей концерн будет просить у правительства. Он же обмолвился, что денег концерн попросит и на другой «крупный газовый проект», отказавшись предать огласки детали. Про этот второй проект рассказал глава Shtokman Development Юрий Комаров. Он уверен, что если государство заинтересовано в разработке Штокмана, то должно помочь ему – если не с финансированием, то с льготами. »Фискальная нагрузка должна быть адекватной, чтобы мы могли принять окончательное инвестиционное решение и вместе с партнерами приступить к реализации проекта», — убеждает он чиновников. Под «адекватной фискальной нагрузкой» Комаров подразумевает следующее: во-первых, ставки налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе и налога на имущество должны быть обнулены из-за гигантских капитальных затрат на такие работы. Обнулены должны быть и импортные пошлины на оборудование, которое «Газпром» будет ввозить для Штокмана – при условии, что оно не производится в России.  Во-вторых, Shtokman Development предлагает отменить экспортные пошлины для Штокманского газа.

В требованиях газовой монополии к правительству, которые в последнее время звучат все более настойчиво, конечно, просматривается своя логика. Мол, если мы государственная компания, так вы, чиновники, и решайте все наши проблемы, а газ мы будем добывать лишь в том случае, если вы создадите для этого условия. «Газпром» мотивирует это тем, что когда разрабатывался бюджет Штокмана, то за основу бралась цена нефти не ниже $50 за баррель. А раз курс барреля свалился ниже 40 долларов, то стоимость газа в будущем году будет значительно ниже, чем сейчас, и чем планировалось, когда считались расходы и доходы проекта. Из-за кризиса на денежном рынке, вызвавшего паралич ликвидности, «Газпром» до сих пор не знает, где будет брать деньги в следующем году. Комаров говорит о большой потребности в заемных средствах, однако отмечает, что неизвестно, сколько они будут стоить и на каких условиях могут быть предложены.

Однако эксперты отмечают, что из-за кризиса и сокращения производства должны уменьшиться не только доходы монополии, но и затраты на тот же Штокман. В частности, металлы дешевеют на 20-40%, и этот процесс явно будет продолжаться. Премьер Владимир Путин недавно признал, что «стоимость материалов для инвестиционных программ падает».

Наконец, и это главное – если государство согласится на условия «Газпрома» относительно разработки Штокмана, то сама разработка этого гигантского месторождения теряет всякий смысл.  Российские власти ведь стимулировали создание «энергетической сверхдержавы» и «крупнейшей в мире энергетической компании» не просто ради титулов – а ради поступлений в бюджет. Налоги от работы углеводородных компаний от добычи и транспортировки газа, наконец, экспортные пошлины – это самый главный источник денег как для бюджета, так и «нефтяных» фондов. Еще недавно эти фонды считались неприкосновенными, но теперь они распечатаны для того, чтобы оказывать помощь страдающей экономике. Бюджет же явно может быть исполнен лишь при условии трансфертов из этих фондов, учитывая, что никаких признаков того, что нефть начнет дорожать, нет и не предвидится. А если учесть, что нехватка денег как государству, так и компаниям – это проблема не только 2008, а и 2009, и даже 2010 годов, то приходится признать, что Штокман лучше вообще не трогать, чем разрабатывать на тех условиях, которые просит «Газпром».

Андрей Михайлов

Постоянный адрес статьи: http://www.rosbaltnord.ru/2008/12/10/601535.html

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *