Туркмения передумала поставлять газ через Россию

NewsInfo: В Москве на переговорах президента России Дмитрия Медведева и президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова сорвалось подписание документа о газопроводе «Восток — Запад» в Туркмении, который собирался строить «Газпром». Подписать соглашение планировали по итогам переговоров президентов, но среди подписанных документов его не оказалось. Всего Москва и Ашхабад подписали 11 соглашений и протоколов и 1 меморандум.

Предполагается, что газопровод «Восток — Запад», который свяжет северо-восточные газовые месторождения Туркмении с Каспием, будет снабжать газом ведущий в Россию Прикаспийский газопровод. Строительство последнего должно начаться в 2009 году. Стоимость проекта «Восток — Запад», по оценкам экспертов, составит не менее миллиарда долларов. Ранее в «Газпроме» утверждали, что будут строить «Восток — Запад» на собственные средства. У «Газпрома» нет на это денег, а Ашхабад думает вести трубу в обход России.

Не подписывать соглашение было желанием обеих сторон, рассказал источник, близкий к руководству «Газпрома». Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов не хотел этого по политическим причинам, поскольку существуют проекты газопроводов в обход России: Транскаспийский — в Турцию и Nabucco — в Европу. У «Газпрома» же нет на это лишних средств, поскольку цены на газ будут понижаться. От соглашения, скорее всего, откажутся.

По словам помощника президента Сергея Приходько, документ планируется доработать, принципиальных разногласий у сторон нет. Стоимость проекта, по оценкам экспертов, не менее 1 млрд долларов, а вопрос ресурсов в связи с кризисом серьезный. По словам Приходько, два президента подпишут соглашение в ходе ближайших встреч. Это может произойти летом — или на Петербургском экономическом форуме, или на скачках на приз президента, сказал источник в Кремле. Туркменская сторона осталась в целом довольна, говорит источник, близкий к туркменской делегации.

Прошлым летом Миллер заявил, что «Газпром» будет строить трубу на собственные средства. Строительство рассчитано на четыре года. Пока не стабилизировались цены на газ, запускать миллиардный проект — большой коммерческий риск. Роль могло сыграть и давление России в визовом вопросе, считают эксперты. Накануне визита вице-премьер Виктор Зубков заявил, что России и Туркмении нужно добиться упрощения визового режима вплоть до его отмены. Это означало бы для Бердымухаммедова открытие страны, а он не любит, когда на него давят.

Глава Минэнерго РФ Сергей Шматко в ближайшее время отправится в Ашхабад для доработки текста соглашения о строительстве газопровода «Восток-Запад», который свяжет северо-восточные туркменские месторождения с Прикаспийским газопроводом. Лидеры России и Туркмении планировали подписать этот документ во время одной из ближайших встреч. Строительство Прикаспийского газопровода должно начаться в этом году. Реализацию этого проекта осуществляют совместно Туркмения, Россия и Казахстан. Как сообщили в январе туркменские СМИ, Ашхабад предлагает увеличить мощность этого газопровода, в том числе за счет углеводородного сырья, которое поставляется с туркменских месторождений. Как со своей стороны отметил помощник президента РФ, соглашение — серьезный документ, который затрагивает вопросы долгосрочного сотрудничества, связанного с необходимостью выделения серьезных средств на сооружение трубопровода.

Всего вчера Москва и Ашхабад подписали 11 соглашений и протоколов и 1 меморандум. Также Туркмения обратилась к России с просьбой помочь в строительстве трансконтинентальной железной дороги между Ираном, Туркменией и Казахстаном и рассчитывает, что ОАО «Российские железные дороги» поддержит этот проект. В феврале глава российской железнодорожной монополии Владимир Якунин сообщал, что РЖД изучают вопрос участия в строительстве международного транспортного коридора «Север-Юг» (железная дорога Казахстан-Туркмения-Иран), и для доработки ТЭО этого проекта создается специальная рабочая группа. В среду в Москве в присутствии президентов России и Туркмении было подписано межправительственное соглашение об организации прямого международного железнодорожного и паромного сообщения между Астраханью, Махачкалой и городом Туркменбаши.
Материал подготовила Ирэн Енотова

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *