Соперничество великих держав из-за нефти придаёт импульс референдуму в Судане

Запасы нефти в Судане оцениваются в 6,7 миллиардов баррелей, в то время как страна располагает крупными, но не разведанными природными богатствами. Возможность грабить эти богатства является неизбежным источником конфликта, как и доступ к Нилу, который обеспечивает 149 миллиардов кубических метров запасов воды каждый год. Новый Южный Судан будет владеть около 80% нефтяных ресурсов страны и включать бассейн Нила, но у Судана есть нефтеперерабатывающие заводы и он контролирует нефтепровод протяжённостью 1500 км, построенный Китайской национальной нефтегазовой компанией (CPNC), по которому нефть поступает в экспортный терминал — Порт-Судан.

Во время референдума на юге страны, который начинается в воскресенье, ожидается, что за отделение от Судана будет отдано подавляющее количество голосов. Голосование «за» расколет Судан и создаст новое государство — Южный Судан, 9 июля 2011 года.

Президент Омар аль-Башир, давно выступавший против отделения, теперь говорит, что согласится с результатом референдума и даже предлагает лидеру Юга, Салве Кииру, «всё, что ему нужно».

Несмотря на резкое изменение взглядов Башира, всё указывает на то, что выход из состава Судана вовсе не принесёт мир и процветание стране, которая находится на пятнадцатом месте с конца в списке ООН самых бедных стран мира, но обострит политическую напряжённость и раздоры. Это может разжечь ещё одну войну между двумя правящими группировками — партией «Национальный конгресс» (преемница «Национального исламского фронта») в Хартуме и южным «Народным движением освобождения Судана» (НДОС) в Джубе.

НК и НДОС сами являются пешками в более широкой схватке между крупными державами за контроль над богатыми ресурсами страны — нефтью, минеральными ресурсами и водой. Самое непосредственное последствие референдума — это то, что он сделает недействительными существующие нефтяные соглашения Хартума с иностранными инвесторами.

Референдум является результатом всеобъемлющего мирного соглашения (СРА), посредником при заключении которого выступили США, между правительством Судана и НДОС в январе 2005 г. Соглашение положило конец длившейся 22 года гражданской войне в стране — самой длительной в Африке — между главным образом арабским севером и христианским/анимистским югом. Два миллиона человек погибли в результате этой войны, голода и болезней, вызванных конфликтом, и 4 миллиона человек были перемещены в различные периоды времени.Ключевой частью соглашения было соглашение о разделе нефтяных богатств Судана между севером и югом и открытие возможностей для американских и европейских корпораций получить доступ к крупным нефтяным месторождениям на юге, которые до сего момента контролировались по большей части Китаем, Пакистаном, Малайзией и Францией. У Китая намного более крупная доля — он контролирует 60% нефтедобычи.

Но несмотря на это соглашение, обе стороны продолжали конфликтовать и между их формированиями случались вооружённые столкновения. В нарушение положений соглашения Хартум делал всё возможное, чтобы чинить препятствия референдуму, блокировал перевод нефтяных доходов Югу и отказался расформировать поддерживаемые правительством ополчения, которые действуют на юге и усугубляют этнические и межобщинные конфликты.

Доходы от нефти, способствовавшие пятикратному росту экономики в период с 1998 по 2008 гг., обогатили узкую прослойку на севере, но не принесли пользы более широким слоям населения. Эти доходы не использовались для того, чтобы строить столь необходимую инфраструктуру и социальные объекты на юге.

В телеграммах посольства США, опубликованных WikiLeaks, сообщается об утверждениях главного прокурора Международного уголовного суда о том, что президент аль-Башир выкачал 9 миллиардов долларов из страны, разместив большую часть этих денег в британских банках. Если это правда, то это равнозначно одной десятой ежегодного дохода Судана, ВВП на душу населения которого составляет всего 1200 долларов.

Партия «Национальный конгресс» инвестировала большие суммы денег — и набрала массу долгов — в амбициозный, но спорный проект строительства плотины и другие проекты, нацеленные на то, чтобы оживить сельскохозяйственный сектор и поощрить Китай и страны Персидского залива приобретать землю на севере Судана.

США, исключённые из игры из-за введённых ими в 1993 г. санкций против Судана за поддержку терроризма, обхаживают правящую группировку на юге, но в последнее время пытаются восстановить отношения и с Хартумом. В ноябре прошлого года администрация Обамы предложила исключить Судан из списка государств-спонсоров терроризма, если суданское правительство согласится провести убедительный и в установленное время референдум о независимости юга и реализовать все соглашения после референдума, включая те, что связаны с демаркацией границы, разделом доходов от нефти, валютой и гражданством.

Однако каждый из этих вопросов чреват проблемами, делая трудным, если не невозможным достичь мирного выхода Юга из состава страны. НДОС снова начало вооружаться при поддержке соседних восточноафриканских стран в ожидании дальнейшего конфликта.

Двадцать процентов предполагаемой границы — самой длинной в восточной Африке — всё ещё должны быть определены, и принадлежность богатых нефтью районов остаётся нерешённой. Всё ещё должны быть сделаны приготовления в отношении ключевого нефтеносного региона вокруг Абьей, который находится на границе между севером и югом и был местом смертельных столкновений, чтобы провести референдум о том, к какому из государств он хочет присоединиться в случае раскола страны. Но пока нет даже соглашения о том, кто сможет голосовать на референдуме. Юг хочет, чтобы голосовали только постоянные жители, в то время как север хочет, чтобы голосовали также и кочевники из племени миссерия, которые живут там во время сухого сезона.

Гражданство является крайне спорным вопросом. Правительство Судана в прошлом призывало к высылке 2 миллионов южан, живущих на севере, в случае, если на референдуме проголосуют за отделение юга. Как минимум, ожидается, что север откажет южанам в праве на проживание, работу, передвижение и собственность, которые он предоставляет жителям Египта в Судане. Это наверняка приведёт к тому, что юг попытается заблокировать сезонную миграцию северных скотоводов, которые проводят часть года на юге.

Также пока нет соглашения о разделе доходов от добычи нефти. На доходы от нефти приходится половина доходов севера, и 98% — юга. Все договоры о нефтяных концессиях нужно будет пересмотреть с учётом интересов Южного Судана, правящая элита которого считает Китай финансовым спонсором севера и имеет тесные связи с США. Именно это вдохновляет настойчивость Вашингтона на том, чтобы был проведён референдум. Но если снова начнутся боевые действия между севером и югом, конкурирующие южные группировки могут захватить нефтяные месторождения Китайской национальной нефтегазовой корпорации.

В редакционной статье «Financial Times» от 6 января был сделан призыв, чтобы «миротворцы ООН остались для наблюдения за границей, а северные и южные суданцы, живущие на территории другого государства, были защищены», с предостережением, что «силы фрагментации скорее всего будут яростными».

Дополнительным осложнением является то, что никто не знает точно, сколько добывается нефти, так как Хартум публикует мало полезной информации и даже меньше сегодня, чем он это делал в 2008 году. Антикоррупционная организация «Global Witness», базирующаяся в Великобритании, сообщает, что Судан, возможно, добывает на 26% больше, чем заявляет правительство. Но согласно «Financial Times», только на трети из 21 концессий в действительности добывают нефть, и только один из этих участков находится полностью на севере.

Оценки правительства указывают на то, что у Судана есть лишь 10 лет коммерческой нефтедобычи. Согласно «Guardian», шведская компания Lundin Company и индийская OVL отказались от участия после бурения нескольких сухих скважин, а французская компания Total всё ещё надеется обнаружить большое месторождение на своём участке, и всё это говорит о том, что нефтяные запасы Судана, возможно, являются намного менее значительными, чем считается.

До мирного соглашения 2005 года юг не получал ничего от нефтяных доходов. С момента заключения соглашения, по которому доходы от шести концессий делятся (между Хартумом и Югом), около 10 миллиардов долларов были получены южной элитой, которая использовала их для собственного самообогащения и для своих любимых проектов. В то же время они поддерживают страхи по поводу законов шариата, чтобы разжечь враждебность к северу и получить поддержку у населения для выхода из состава государства.

Южный Судан крайне беден и раздроблен. Там существует недовольство в связи с компенсациями за землю, миграционными путями и отсутствием экономического развития. В течение десятилетий помощь была сконцентрирована на облегчении тяжёлой гуманитарной ситуации, а не на экономическом развитии. Согласно благотворительной организации «World Vision», дети в южном Судане имеют в три раза больше шансов умереть, чем дети на севере, в то время как 90% населения живёт на менее чем 1 доллар в день.

Национальная армия освобождения Судана, вооружённое крыло НДОС, породила несколько отколовшихся группировок, что привело к опасениям, что начнётся внутренняя борьба за контроль над нефтяными месторождениями, так как соперничающие партии обвинили правительство Киира в коррупции и неспособности защитить население. Киир только что подписал соглашение о прекращении огня с Джорджем Атором, генералом, который покинул армию Юга, чтобы баллотироваться в президенты крупнейшей южной провинции, и после проигрыша на выборах восстал против Киира. Ополчение Атора теперь должно быть заново интегрировано в южную армию.

Для севера, 80% доходов которого поступают от экспорта Судана в виде ежедневных поставок 500000 баррелей нефти, отделение юга грозит экономическим крахом. В среду парламент послушно одобрил план жёсткой экономии — с которым согласились деловые, профессиональные и сельскохозяйственные организации — согласно которому будут сокращены субсидии на сахар — основной продукт питания, и на нефтепродукты, что приведёт к повышению цен на 33-50%.

Инфляция, согласно правительству, ожидается на уровне 14% в 2011 году, но большинство аналитиков считают, что она будет намного выше. В ноябре прошлого года правительство было вынуждено девальвировать суданский фунт в попытке привлечь больше иностранной валюты и разрушить чёрный рынок — но безуспешно.

Большие национальные меньшинства в Нубийских горах и в южном штате Голубой Нил, где НАОС правит с 2005 года вместе с «Национальным конгрессом» и всё ещё не демобилизовала своих солдат, имеют крепкие связи с югом. Правительство ещё должно организовать референдумы для этих регионов.

Различные группировки в регионе Дарфур в западном Судане, которые сражаются с силами суданского правительства, надеются получить поддержку нового южного государства для своих требований о разделе природных ресурсов и власти и компенсаций для жертв войны.

Эти обстоятельства являются обвинительным актом для наследия британского колониального правления, а также хищничества США и других крупных держав, которые поддерживали борьбу за власть различных местных группировок в своих собственных интересах. Эти обстоятельства служат доказательством продажности суданской буржуазии, конкурирующие группировки которой стремятся к улучшению собственного положения посредством войны и предложения себя в качестве пешек в игре крупных держав.

Источник: Переводика

Оригинал публикации: “World Socialist Web Site”, США — 08 января 2011 г. «Great power rivalries over oil animate Sudan secession referendum»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *