Борьба за транзит

…Повышенное внимание российского руководства к Арктике связано далеко не только с тем, что там, на шельфе, обнаружено колоссальное количество энергоносителей и других небесполезных ископаемых. …Гораздо интереснее другое. «Северный морской путь» — альтернатива «южному маршруту», упирающемуся в «суэцкое бутылочное горло» и в Аденский «пиратский залив».

«Северный маршрут» по многим показателям куда интереснее. Например, короче. И главное, — безопасней «южного». Чукотка не Сомали.

И, запустить его практическую эксплуатацию, — по крайней мере, на период летней навигации, Россия способна уже сейчас, буквально в течение нескольких ближайших лет. Что она если не будет каких-либо политико-экономических форс-мажоров – обязательно сделает.

А теперь о печальном. Сопротивление «цивилизованной мировой общественности» этим планам, безусловно, будет колоссальным. Что наталкивает на любопытное ощущение: прогнозы аналитиков, будто войны двадцать первого века будут исключительно «войнами за сырье» — ошибочны.

По крайней мере, Российская Федерация с подобного рода проявлениями пока что не сталкивалась.

А все «экономические конфликты», в которых наша страна участвовала, скорее можно определить не как «войны за сырье», а как «борьбу за транзит».

Украинская и белорусская «трубы», туркмено-азербайджанский проект транскаспийского трубопровода. Замена прибалтийских портов терминалами в Ленинградской области.

И так далее. Даже «конфликт» с Грузией, который, безусловно, большей частью был вызван причинами очевидно гуманитарного характера – это еще и транскавказский транспортный коридор. Контроль над ним, в конце концов, жизненно необходим нам хотя бы для того, чтобы закончить раз и навсегда разговоры о «Набукко».

А ещё — включить в единое экономическое пространство Армению, которая вроде не против  — мешает только отсутствие общих границ.

Поэтому напряженность вокруг развития «Северного морского пути» — будет несомненно.

По материалам Дмитрий Лекух odnako.org.