Оман за «особые» отношения с Ираном

Оман за Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), несмотря на явную тенденцию к интеграции, при доминировании Саудовской Аравии, а теперь и Катара всё же не является однородной организацией. В этом отношении показателен пример Султаната Омана.

Эта абсолютная монархия расположена на юго-востоке Аравийского полуострова, граничит с Йеменом, Саудовской Аравией. Территория омывается водами Аравийского моря и Оманского залива. Население довольно небольшое – 3 млн человек, в том числе 0,6 млн иностранцев (по данным 2010 года). Почти 80% — это арабы, часть имеют негроидную примесь. Государственная религия – ибадизм, который отличается и от суннизма, и от шиизма. Последователи ибадизма считают себя «истинными мусульманами» и выделяются фанатизмом и нетерпимостью к иноверцам. Оманский султан является не только главной государства, но и духовным главой ибадитов — имамом.

Основа экономики – нефтедобыча, кроме того, страна продаёт металлы, рыбу, фрукты и овощи. Так как разведанные запасы «чёрного золота» имеют тенденцию к уменьшению, оманские власти ведут работу по переориентации экономики на добычу природного газа, развитие металлургической промышленности и туристической сферы. Страна закупает промышленное оборудование, транспортные средства, продовольствие и потребительские товары.

Султанат имеет особые отношения с фактически официальным врагом ССАГПЗ, Ираном. Сближение Омана с Исламской республикой обусловлено целым рядом причин. Во-первых, надо отметить географическое положение двух исламских стран, которые контролируют т.н. «нефтяные ворота» Персидского залива — выход из Ормузского пролива. Это зоны стратегических интересов не только Тегерана и Маската, но и многих других держав. Через этот пролив проходит, по разным оценкам, от трети до 40% транспортировки нефти планеты.

Во-вторых, Оман хочет сохранить определённую самостоятельность (во многом это определяется течением ислама, которое там преобладает) от Эр-Рияда. А Иран отлично подходит для этой цели, у двух стран нет серьёзных противоречий. В Омане нет большой общины шиитов, которая бы могла дестабилизировать обстановку и испортить отношения между двумя странами. В 2009 году султан Кабус посетил Иран, показав важность отношений с Исламской республикой для Маската.

В-третьих, именно Иран оказал в своё время военную поддержку султану Кабусу I бен Саиду, когда там шло антимонархическое восстание (1965—1976 гг.). «Фронт освобождения Дофара» (ФОД) вел в южной оманской провинции Дофаре вооружённую борьбу за создание независимого государства. Иранский шах в 1972 году направил в Оман для подавления восстания карательный корпус (более 30 тыс. солдат) и представителей Министерства госбезопасности (САВАК). Надо заметить, что тогда Иран действовал в союзе с США и Великобританией.

В настоящее время Тегеран и Маскат планируют возродить военное сотрудничество. Разрабатываются планы военных учений, которые направлены против третьей страны. Видимо, это Йемен, учитывая непростую обстановку в этой арабской стране. Революция в Йемене может вызвать волнения и в султанате, особенно в Дофаре.

В-четвёртых, Оман и Иран имеют хорошие торговые, экономические связи, общие проекты по освоению месторождений углеводородов. Так, в конце сентября 2011 года появилась новость, что иранские власти планируют начать экспорт природного газа в Оман и Индию по подводному трубопроводу. Представитель Национальной иранской нефтегазовой компании Хоссейн Бидармаж рассказал, что индийская сторона готова проложить газопровод по морскому дну к месторождениям Исламской республики. Этот же газопровод собираются соединить с Оманом. Иранская сторона обязалась поставлять природный газ на оманские предприятия, которые производят сжиженный газ. По имеющейся в открытом доступе информации, трубопровод собираются проложить от месторождения Южный Парс, которое расположено в Персидском заливе, в территориальных водах Ирана и Катара. Согласно данным Международного энергетического агентства, запасы голубого топлива Южного Парса оценивают в 50,97 трлн куб. м. в самих залежах плюс около 50 млрд барр. конденсата.

Учитывается и тот факт, что в Омане работают различные иранские компании, товарооборот между странами постоянно растёт. Иран важен для Маската как возможный транзитёр грузов из государств Центральной Азии.

Кроме того, не надо забывать того факта, что у Ирана и Омана есть более чем тысячелетняя история постоянного взаимодействия, оманская территория несколько раз была частью державы персов.

 

 

 

 

Источник:  Самсонов Александр Военное обозрение

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *