Малайзия и Китай: перспективы противостояния

Малайзия – страна Юго-восточной Азии, чьи успехи привлекают к себе большое внимание остального мира. Этой стране потребовалось менее 50 лет, чтобы пройти путь от отсталой колониальной провинции до состоявшейся независимой страны, добившейся серьёзных экономических успехов и прочно вошедшей в клуб так называемых «азиатских тигров», внутри которого идёт жесткая конкуренция. Одним из актуальных направлений конкуренции, наметившейся в стане азиатских лидеров, является постепенное обострение отношений этой страны с Китаем.

Не секрет, что вопросы транспортировки нефти и нефтепродуктов давно стали одним из важнейших инструментов современной геополитики. Они умело используются странами, контролирующими проливы, через которые осуществляется такая транспортировка. Перекрытие пролива, по которому ежедневно проходит десяток-другой тяжёлых танкеров, – серьёзный козырь в руках страны, имеющей к нему непосредственный выход и обладающей соответствующим решению этой задачи военно-морским потенциалом. Возьмём хотя бы Иран с его угрозами перекрытия Ормузского пролива – ворот нефтедобывающего Персидского залива.

Проблема пролива занимает центральное место в отношениях Малайзии и Китая. Однако это не единственная тема для размышлений, предоставляемая китайцам малазийцами. В последнее время обострилась проблема споров стран бассейна Южно-Китайского моря за архипелаг Спратли. Архипелаг находится на перекрёстке стратегически важных для всей глобальной экономики морских транспортных путей, связывающих Тихий и Индийский океаны, по которым осуществляется до половины мировых грузовых перевозок и более 80% китайских. Но ещё более весомой причиной обострения противоречий вокруг архипелага является всё то же чёрное золото. Дело в том, что в районе архипелага разведаны серьёзные залежи нефти и газа. Запасы нефти, хранящиеся в недрах островного шельфа, могут составлять до 225 млрд. баррелей, а залежи природного газа – 280 млрд. кубометров. Кроме того, воды, окружающие архипелаг, богаты рыбой и другими морскими биоресурсами.

Обладание островами Спратли предоставляет возможность устанавливать контроль над судоходством, рыболовством, а главное – нефтедобычей, осуществляемых в районе архипелага. Все перечисленные обстоятельства позволяют считать острова Спратли зоной военно-стратегического напряжения. В настоящее время основное соперничество за влияние на архипелаге разворачивается между Вьетнамом, Филиппинами и Китаем. Однако это соперничество затрагивает пока что лишь его северные и центральные районы. Как только дело дойдёт до объявления китайских притязаний на южную часть архипелага, военное противостояние Китая и Малайзии станет реальностью. Малайзия имеет давние и при этом весьма обоснованные претензии на шесть островов южной части архипелага Спратли. Вопрос лишь в том, каким именно может стать будущий конфликт. До сих пор борьба за острова ограничивалась пограничными рыболовными инцидентами, а также уничтожением установленных на морских скалах символов их принадлежности странам-конкурентам.

Наивно полагать, что включение Малайзии в борьбу за региональное лидерство и начало определённого противостояния с Китаем является целиком и полностью её независимой волей. Даже несмотря на значительное увеличение собственного экономического потенциала, Малайзия продолжает оглядываться на своего основного союзника и покровителя – США. Покровительствуя Малайзии и ряду других стран региона, США выстраивает вокруг Китая своего рода санитарный пояс из конкурирующих стран, призванный работать на сокращение китайского геополитического потенциала. Помимо Малайзии в данный пояс уже входят такие страны как Филиппины, Индонезия и традиционный союзник Соединённых Штатов – Австралия.

Источник: Павел Помыткин Военное обозрение

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *