Сирийский «трубопроводный крест»

Переплетение существующих, а еще больше проектируемых газопроводов представляет собой особый интерес. 25 июня 2011 года в иранском городе Бушер был подписан Меморандум о взаимопонимании, посвященный строительству газопровода с иранского газового месторождения «Ассалуе» через Ирак и Сирию.

Газопровод стоимостью строительства 10 млрд долларов был ориентировочно распределен между Ираком, Сирией и Ливаном. Через подводную ветку было предложено протянуть его до Греции, а оттуда – на рынки Европы. Названный «Исламским газопроводом», он должен был дополняться экспортом сжиженного природного газа (СПГ) из сирийских портов на Средиземном море. Латакия и Тартус – два основных сирийских порта.

Понятно, что в сложившихся условиях этот проект дальше протокола о намерениях не уйдет: и Иран, и Сирия находятся под режимом санкций. Но проект все-таки заявлен. Не стоит забывать и о том, что Россия взяла порт Тартус в аренду и построила там военно-морскую базу.

На рынке газа есть и другой игрок, по мощности сопоставимый с Ираном, но находящийся с ним в политическом и даже идеологическом противостоянии, – это Катар. Он уже представлен в Европе в качестве поставщика сжиженного газа, но готов существенно расширить свои поставки.

Проект трубопровода «Набукко» из восточной части Турции в Австрию застопорился по причине недостаточности имеющегося для него газа. Именно в этом контексте был выдвинут проект нового трубопровода для катарского газа. В 2009 году, во время визита эмира Катара шейха Хамада Аль Тани в Турцию, была достигнута договоренность о строительстве трубопровода и его присоединении к «Набукко» в Турции. Он должен начаться в Катаре и пройти через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию, дойдя до Турции, откуда ему открывается дорога в Европу.

Сирия – это важный элемент обоих газопроводов, как из Ирана, так и из Катара. Для катарского сегодня она является пробкой, иранский остается в проекте. Факт состоит в том, что от позиции Сирии во многом зависит конфигурация поставок газа в Европу.

От «катарского» газопровода выигрывают сам Катар, Турция, Сирия (если она отходит от союза с Ираном, что пока вряд ли возможно в силу как политических, так и религиозно-идеологических причин), Европа. В проигрыше оказывается Россия.

Любопытна позиция США. Формально они в проигрыше: катарский газ на рынках Европы будет конкурировать в том числе и с американским. Но ситуация выглядит несколько иной, если ее оценить в динамике. Дело в том, что США и Европа далеко продвинулись в формировании общей зоны свободной торговли. А это меняет угол зрения. Американский газ, продолжая конкурировать в Европе с катарским, российским и алжирским, за счет зоны свободной торговли практически может быть приравнен к европейскому, то есть получить преимущества перед конкурентами.

Рациональная экономическая подоплека конфликта в Сирии, который уже принял иррациональные формы и балансирует на грани военного вмешательства со стороны США, таким образом, состоит в том, что это борьба за новый расклад сил на европейском и мировом рынке газа.

По материалам Дмитрий Столяров nr2.ru