Иран — Китай — ССАГПЗ: «убрать конкурента» по-аравийски

…Аравийские монархии на нынешнем этапе беспокоят два взаимосвязанных вопроса — насколько далеко может зайти улучшение отношений Тегерана с крупнейшими западными столицами и как снятие санкций отразится на мировом рынке нефти.

В вопросе ценовой конъюнктуры на мировом рынке нефти перспективы для стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) выглядят более чем пессимистично. Представители Ирана уже выразили готовность увеличить добычу нефти до 4 млн. баррелей в сутки, если даже цена на «чёрное золото» при этом обвалится до 20 долларов. Удешевление нефти неизбежно, считают аналитики. Весь вопрос в пределах ожидаемого падения котировок стратегического энергоресурса. Иран остаётся в рамках механизма квотирования поставок нефти ОПЕК, но это не снимает для аравийцев задачу выставить барьеры на пути возвращения иранцев к прежним внушительным объёмам продаж. В пиковые годы Иран добывал именно до 4 млн. баррелей и выше. Вернуться к этому уровню стало на нынешнем этапе для иранцев чуть ли не более приоритетной задачей, чем продолжить развитие собственной ядерной программы.

С приостановкой и отменой в будущем санкций Запада, Иран имеет все шансы нарастить нефтяной экспорт в Китай. До последнего времени он занимал третье место в списке крупнейших поставщиков нефти на китайский рынок, следом за Саудовской Аравией и Анголой.

Китаю нужна ближневосточная нефть, аравийским монархиям — стабильный и платёжеспособный в долгосрочном плане рынок сбыта своего главного продукта на экспорт. На этом экономическом базисе двусторонних отношений с нефтяным уклоном стороны готовы выстроить некую политическую «надстройку». Пока она целиком и полностью материализуется в рамках стратегического диалога. Но за расширением экономического сотрудничества может последовать прорыв и в политической плоскости отношений. На него аравийцы очень рассчитывают в нынешние времена высокой подвижности межгосударственных конфигураций на Ближнем Востоке. Китай может стать для суннитского лагеря нефтеносного региона условной «третьей силой», уравновешивающей образовавшиеся диспропорции в отношениях аравийских монархий с Западом.

Саудовцы и их партнёры по ССАГПЗ не могут «остановить время». Тем не менее, послать Западу предостерегающие сигналы о готовящемся переводе стрелок своих часов на «китайское время» — им вполне под силу.  Подробнее здесь