Мировые судоходные проливы и каналы — уязвимые места транспортировки нефти морем

Общемировой уровень добычи нефти в прошлом году достиг показателя в 4,22 млрд тонн, включая сырую нефть, шельфовую нефть, добычу из нефтеносных песков и газоконденсат. От 50 до 60% этого объема транспортируется по воде.

В процессе транспортировки почти все нефтяные танкеры проходят через один или несколько проблемных участков, затрудняющих бесперебойность поставок энергоресурсов.

Одними из самых загруженных в мире остаются черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. При этом они имеют большое значение для экспорта из России и Каспийского региона. Существующая динамика и прогнозы указывают только на дальнейшее повышение их загруженности.

Важным «окном в Европу» для поставок нефти из России является система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами, называемая Датскими проливами. С двух портов, Усть-Луга и Приморск, в 2014 году на экспорт было поставлено 65,5 млн тонн нефти.

В числе других значимых для транспортировки маршрутов — Баб-эль-Мандебский пролив, через который суда выходят из Красного моря в Аденский залив. Через данный пролив в 2014 году транспортировано порядка 190 млн тонн нефти и нефтепродуктов.

Важным проливом является и Малаккский. Он расположен между Индонезией, Малайзией и Сингапуром и соединяет Индийский и Тихий океаны. Через пролив пролегает кратчайший морской путь до растущих рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. Движение по проливу очень интенсивное: в 2014 году было транспортировано более 760 млн тонн углеводородов.

С точки зрения отслеживания конъюнктуры мирового рынка нефти важна ситуация в Ормузском проливе.  Северное побережье этого пролива принадлежит Ирану, а южное – Объединенным Арабским Эмиратам и Оману, порядка 30% глобального экспорта нефти по морю проходит здесь. Через указанный пролив транспортируется до 850 млн тонн углеводородов в год.

Подробнее здесь