Иран после санкций. О дивный новый мир

Отмена санкций в отношении Ирана сразу ударила по саудовской бирже Tadawul All Share Index и катарскому индексу QE Index, которые просели на 6,5% и 7,2% соответственно. Перемены коснулись и дубайского индекса, который опустился на 4,6%, и индекса Абу-Даби ADX General Index, который упал на 4,2%. Таким образом, все страны Персидского залива очень остро отреагировали на возвращение Ирана в глобальные финансовые и нефтяные процессы.

Министр нефтяной промышленности Ирана также заявил, что страна способна в течение года после снятия санкций выйти на прежний уровень добычи нефти, который составлял 3,4 млн. баррелей в сутки. Однако более реалистичная оценка — это полмиллиона тонн баррелей в день весь год. Сверх этого, по разным оценкам, в иранских нефтехранилищах находится около 40 млн. тонн баррелей.

В августе 2015 года Всемирный банк сообщил, что в ближайшие годы Тегерану потребуется около 130-140 млн. долларов инвестиций в нефтяную инфраструктуру и производство, чтобы выйти на прежний уровень добычи и сохранить его в будущем. Таким образом, без срочных и масштабных инвестиций иранская нефтедобыча будет переживать сложный технологический кризис, что скажется, как на качестве, так и количестве нефти.

Таким образом, снятие санкций с Ирана изменяет баланс сил в стенах ОПЕК, а Саудовская Аравия перестает диктовать мировые цены на нефть. Кроме того, успехи Ирана создают нерв напряженности в отношениях со всеми суннитскими странами Персидского залива и Израилем.

Выход иранской нефти на европейский рынок также спровоцирует острую конкурентную борьбу с российской и саудовской нефтью. Подробнее здесь