Структуру газового рынка Европы, а затем и Азии ожидают существенные изменения

В ближайшие несколько лет структуру газового рынка Европы, а затем и Азии ожидают существенные изменения.

В любой геополитической игре в современно мире участвуют США.  На европейском газовом рынке у них есть самый настоящий интерес. США добывают сланцевый газ (очень много) и имеют мощности по его сжижению (а Европа имеет значительные мощности по приёму газовозов и регазации). Наличие таких терминалов – это своего рода страховка, которая обеспечивает возможность крупных поставок сжиженного газа по морю и позволяет Европе быть независимой (в теории) от всех и любого поставщика газа.

Европа, будучи далеко не самым бедным регионом, испытывает переизбыток газа, и платит за газ несправедливо низкую цену.  Переизбыток газа в Европе создаётся российским трубным газом.  Хотя логично, что дешёвый трубный газ должен поставляться в Азию, потому что там (за исключением Японии) не могут платить много, но зато там есть немыслимо большие рынки.

Ещё один ключевой «газовый игрок» — Катар обладает колоссальными запасами природного газа и развитой инфраструктурой для его сжижения и транспортировки. Катар может очень быстро нарастить свои поставки в любую страну. Единственное препятствие – относительная дороговизна СПГ (относительно трубного газа). Мечта катарских правителей – трубопровод в Европу, который должен был пройти по территории Сирии.

Пока Европа для США – потенциальный рынок сбыта. Добыча из сланцев, сжижение, транспортировка по морю и регазация делают американский газ относительно дорогим. Богатая Европа (в отличие от небогатой и прижимистой Азии) могла бы заплатить за него приемлемую для американцев цену.

Выход для США — радикально поднять цену на европейском рынке, посредством создания дефицита предложения газа. Высокая цена сделает американские газовые поставки в Европу рентабельными и даже конкурентоспособными.

Иран практически переориентировал свой экспорт на Китай. Средняя Азия развернула трубы на Восток, а Россия запустила проект строительства газопровода «Сила Сибири», заключив с Пекином долгосрочный 30-летний контракт на тех условиях (включая «taкe or pay»), которые отвергает Европа. Начало поставок газа намечено на 2019 год, год завершения контракта с Украиной, контракта, который «похоронил» Стокгольмский арбитраж .

Кроме того, Россия ведет переговоры с Китаем по строительству второго газопровода «Алтай». И если «Сила Сибири» ориентирована на месторождения Восточной Сибири, то «Алтай» – на Западную Сибирь, главную ресурсную базу поставок газа в Европу. Меняется не только география мирового энергетического рынка, но и его подходы и принципы.

Таким образом, прессинг по отношению к Катару – это лишь элемент политики США по стимулированию нефтегазовых цен.

Штатам важно  оставаться лидирующим мировым поставщиком энергоресурсов. Если России и Ирану позволить выстроить ценообразование в газовой сфере не в долларах, то рухнет вся современная система мировой торговли. Именно и есть причина «сланцевой революции» в США, Третьего энергопакета ЕС,  украинского, а теперь и ближневосточного кризисов.
Подробнее здесь, здесь и здесь