Создается новая российская нефте- и газоэкспортная транзитная система

Картинка 2 из 76Россия твердо решила «обходить» не только страны Балтии, но и Украину в нефтеэкспорте и в экспорте газа, об этом заявил российский премьер В. Путин, подписав соответствующие документы, — пишет «Российская бизнес-газета».

Причина таких действий не только в том, что за российский внешнеторговый транзит Киев ежегодно получает минимум 200 миллионов долларов: почти 40 процентов объема экспортируемой российской нефти перекачивается, и уже который год, через Украину (по нефтепроводу «Дружба», проложенному еще в 1960-1970-х в страны Восточной Европы, и его ответвления к ряду украинских черноморских портов). А в условиях активного сближения Украины с НАТО и США Киев может в политических целях препятствовать под любыми предлогами этому транзиту, обвиняя в срыве поставок Россию. Что украинские власти, кстати, уже делали в 2006 и 2007 годах, а руководство Евросоюза в таких ситуациях призывало к развитию энергоэкспортных маршрутов из СНГ в обход России («Белый поток», «Набукко», Транскаспийский нефтепровод).

Вдобавок многие украинские чиновники и политики выступают за передачу в долгосрочную аренду западным фирмам нефтепроводной сети между Западной и Юго-Западной Украиной (Одесса — Броды — граница с Польшей), и не исключено, что то же будет лоббироваться по украинским нефтепроводам, обслуживающим российский экспорт. Словом, политическая составляющая российских нефтепроводных проектов в обход Украины и стран Балтии едва ли меньше экономической.

Премьер-министр России Владимир Путин 14 мая подписал правительственные документы о необходимости строительства в 2008-2012 годах второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) протяженностью свыше 500 км и пропускной способностью свыше 16 миллионов тонн в год. БТС-2 — это ответвление от участка нефтепровода «Дружба» в Брянской области — вблизи границы РФ с Белоруссией и Украиной (район Унеча). Оно пройдет вдоль границ РФ с Белоруссией, Латвией и Эстонией до порта Усть-Луга (Ленинградская область) на Финском заливе. Стоимость строительства этого нефтепровода — 3,8 миллиарда долларов, а нефтетерминала в Усть-Луге — минимум 27 миллиардов в текущих ценах (около 12,6 миллиарда — госинвестиции, 14,7 миллиарда — на частные, в том числе иностранные).

Эти объекты «примут», по большинству оценок, минимум 60 и до 65-70 процентов ежегодного объема российской нефти, перекачиваемого соответственно через Латвию с Литвой и Украину в европейское зарубежье. Ежегодная нефтетранзитная экономия РФ составит в среднем по 160 миллионов долларов на украинском и латвийско-литовском направлениях.

Некоторые источники сообщают о проекте нефтепровода через Белоруссию в Польшу: это ответвление через Северную Беларусь в Польшу от российского трубопровода на Новополоцк — Верхнедвинск (Белоруссия) — Литва — Латвия, в том числе к их балтийским портам (Бутинге, Вентспилс). Протяженность «проектной» артерии — свыше 400 км, пропускная способность намечена до 14 миллионов тонн в год. По экспертным оценкам, эта артерия может переориентировать на себя минимум четверть ежегодной перекачки российской нефти с латвийско-литовского направления.

Кроме того, в перспективе возможно использование нефтепроводной/нефтепродуктопроводной сети от белорусского Бреста в Польшу, использовавшейся в рамках Варшавского договора.

По мнению российского аналитика-транспортника Сергея Бортеева, «Россия ныне более активно создает собственную систему для экспорта топливного сырья, ибо транзитная зависимость РФ уже используется для политического давления на Россию, в том числе со стороны Запада. Не говоря уже о том, что для такого давления «транзитные» страны повышают тарифы на транзит или понижают их, если Москва идет на политические уступки этим странам. Что до альтернативных путей — прежде всего это Беларусь, где самые низкие в бывшем СССР транзитные тарифы и минимальное расстояние между Россией и европейским зарубежьем. В большей мере можно использовать для экспортных перевозок и россий-ское побережье Финского залива, Черного, Азовского морей, а в перспективе — и порты Мурманской области».

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества, считает, что «если цена на транзит газа по территории Украины будет выше европейской, Москва наверняка решит строить газопровод Ямал — Европа-2, проходящий через Беларусь и Польшу, стоимостью 4 миллиарда долларов и мощностью 33 миллиарда кубометров в год. Более того, как считают в «Газпроме», если все три новых газопроводных проекта — «Южный поток», «Северный поток» — «Нордстрим» и Ямал — Европа-2 — будут задействованы, объем транзита российского газа через Украину к 2013 году сможет снизиться со 110 в 2007 году до 27 миллиардов кубометров в год. Речь идет о просчитанной стратегии по минимизации транзитной уязвимости РФ».

Но есть и другие мнения. Так, украинский эксперт, доктор экономических наук Ермолай Коваленко полагает, что «быстро переориентировать транзит нефти и газа через Украину на российские артерии и порты Россия вряд ли сможет. Хотя бы из-за крупных объемов этого транзита и давней сориентированности большинства европейских нефтегазоимпортеров именно на украинские трубопроводы. Но российский транзит через Украину, и не только нефтегазовый, уже начинает сокращаться. В таких условиях Киеву придется либо резко снижать транзитные тарифы, либо убедить ЕС выступить против сокращения российских нефтегазопоставок через Украину. То есть доказать ЕС, что это сокращение ему невыгодно».

http://www.oilru.com/news/73676/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *