Кризис в отношениях России с Западом вынуждает отечественных нефтяников и газовиков снова задумываться о рынках Азиатско-Тихоокеанского региона

Портал «Нефть России»:    Кризис в отношениях России с Западом вынуждает отечественных нефтяников и газовиков снова задумываться о рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Заявления о возможной переориентации части сырьевого потока на Китай прозвучали на днях на ежегодном инвестиционном саммите Reuters из уст руководителей «Газпрома» и «Транснефти». Угроза возвращения «холодной войны» может в действительности заставить Кремль активизировать проекты поставок энергоресурсов, прежде всего газа, потребителям стран Тихоокеанского бассейна, говорят эксперты, — пишет PБK daily.

Угрозы переориентации на Китай звучат уже по меньшей мере три года и поначалу имели резонанс: континентальной Европе от России, кроме углеводородов и прочего сырья, по большому счету ничего не нужно. Эти заявления уже почти перестали пугать Европу, но после начала южноосетинского конфликта риторика, которую на Западе привыкли считать пустой, стала восприниматься иначе. Политический контекст после грузинских событий изменился, признал в интервью Reuters и зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. По мнению отраслевых экспертов, традиционные регионы добычи не будут переориентированы на Китай, но возможен отказ от поставок нефти и газа на Запад с новых, еще не разработанных месторождений Восточной Сибири. То есть речь идет не о переориентации, а возможной диверсификации российского углеводородного экспорта.

Впрочем, Кремль не готов даже к такому решению, полагает гендиректор компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. В отличие от нефти газ не торгуется на биржах, и единой «мировой» цены на газ не существует. «Европейский рынок газа — самый дорогой. Он вдвое дороже, чем в Великобритании и Канаде, и на 30% дороже, чем в США и Японии», — напоминает г-н Корчемкин, основываясь на данных ВР. Достоверных статистических данных по газовому рынку Китая нет, но логично предположить, что он не может быть дороже японского. К тому же Китай начал активно инвестировать в новые технологии по добыче метана из угля. По мнению г-на Корчемкина, заявления топ-менеджеров российских госкомпаний о переориентации «не более чем разогрев рынка».

«Задача по диверсификации экспорта сырья не связана с последними политическими событиями и давно прописана в энергетической стратегии России», — не соглашается гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Он напоминает, что строительство первой очереди нефтепровода ВСТО уже давно идет. Первым месторождением, которое может стать ресурсной базой для поставок газа в Китай, называют Чаяндинское, однако начало проектной добычи там запланировано на следующее десятилетие. Говорить о направлении экспорта с Ковыкты и вовсе рано. По словам г-на Орлова, в теме диверсификации экспорта заложен конфликтный аспект, но связан он не с потребителями на Западе или Востоке, а с недобросовестностью и политической ангажированностью стран-транзитеров, таких как Украина и Польша.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *