Buisness Week: Казахстанская нефть — война нервов

Портал «Нефть России»:   На казахстанском побережье Каспия компания Сhevron открывает сегодня добычу на 50 вновь пробуренных скважинах месторождения «Тенгиз». Пятнадцать лет спустя после того, как этот американский нефтяной гигант получил права на разработку этого казахстанского месторождения, добыча нефти здесь возросла вдвое до 540 тысяч баррелей в день. Ныне месторождение Тенгиз считается самым крупным из нефтяных полей в мире.

Тенгиз для “Chevron” настоящая удача и компания проделала кропотливую работу для того, чтобы получить его. Сегодня в ближайшем городе Атырау архитектурной доминантой стало здание штаб-квартиры этой компании с ее логотипом, видным издалека. Аккуратные коттеджи для иностранных сотрудников Сhevron, плавательный бассейн, фитнесс-центр, школа, — все это наводит на мысль, что американская компания прочно здесь закрепилась.

Однако транспортировка нефти из страны удаленной от моря вглубь континента дело весьма сложное. Россия активно пыталась блокировать, останавливать или ограничивать прохождение тенгизского нефтяного потока по своей территории вскоре после того, как Chevron получил права на разработку этого месторождения. Тогда компания начала транспортировать добытую нефть морем до Баку, а оттуда по трубопроводу и железной дороге до побережья Черного моря с тем, чтобы избежать российского транзита. И сегодня Chevron направляет большую часть нефти в обход России и питает надежду построить нефтепровод чрез территорию Грузии и пропускать свои потоки через него.

Впрочем, планы по строительству этого транспортного коридора разрабатывались еще до летнего противостояния России и Грузии. Теперь же вдруг оказалось, что маленькое кавказское государство, которое Вашингтон поддерживал в его стремлении уйти из под российского влияния, находится в небезопасном положении. В этот момент страны, находящиеся на маршруте предполагаемого нефтепровода, а также компании, работающие здесь, сделали вид, что им пока неясно, изменит ли что-нибудь конфликт в Грузии. В частности, региональный вице-президент Chevron Иэн Мак-Дональд заявил, что рано говорить о том, породят ли события в Грузии транспортные проблемы. Но вот уже Казахстан отказался от планов построить нефтеперегонный завод на черноморском побережье Грузии, и нефтяные гиганты начинают размышлять, как это все скажется на их экспортных планах.

карта с сайта http://odnarodyna.ru/

Противостояние с Москвой затронуло не только суверенитет Грузии, но и весь энергетический бизнес от Казахстана до Западной Европы. Для удаленных вглубь континента прикаспийских стран может оказаться затруднительным или даже невозможным обеспечить финансирование, необходимое для развития нефтегазового коридора до грузинского Причерноморья. А для Европы, получающей треть своей нефти и газа из России возникает опасность, что Москва будет более жестко выдвигать свои политические и экономические требования. “Эти события стали решающим шагом в переговорных процессах с Западом, — говорит Джонотан Симпсон, юридический советник на переговорах о поставках газа из России в Европу, — осетинская кампания дала русским в руки серьезные козыри… И я не думаю, что прессинг со стороны США каким-то образом на это повлияет».

Ведь еще задолго до нынешней мини-войны с Грузией, Россия предпринимала активные действия для удержания своего влияния в регионе. Начиная с 90-х, Россия активно работала в этом направлении, используя при этом принадлежащие ей нефтяные и газовые магистрали, которые, несмотря на все попытки Запада, занимают доминирующее положение в транспортировке каспийских углеводородов. Через российские трубопроводы проходит более 85% ежедневного экспорта из стран бывшего СССР, объемом в 6,3 млн баррелей. В своем противостоянии с бывшими советскими республиками Россия временами перекрывает кран. Например, в 1993 году Москва притормозила экспорт туркменского газа на Запад, принудив Ашхабад согласиться на более низкие цены на газ, поставляемый на Украину.

Казахстан же сегодня воистину уникальная страна. Уже изрядно подзабыты те дни перед распадом СССР, когда почти иссяк денежный поток из Москвы, и республике пришлось брать ссуду, чтобы прокормить скот. Сегодня имеется «Тенгиз», с его резервами как минимум в 9 млрд баррелей, а также месторождение Кашган с 13 млрд баррелей, самое большое из разведанных за последние 40 лет. И сегодня сложно представить, как страна, где еще недавно не было ни одного частного офисного здания, где большим бизнесом считался импорт кока-колы и виски, вдруг превратится в нефтедержаву.

Сегодня, почти два десятилетия спустя улица аль-Фараби в прежней столице Казахстана Алма-Ате выглядит как миниатюрная копия бульвара Уилшир в Лос-Анджелесе. А новая столица, Астана, представляет собой своеобразный микс Лас-Вегаса, Диснейленда, и Дубаи. Разбогатевшие на нефти “новые казахи” проводят свой досуг в Сhocolate, самом престижном ночном клубе, находящимся в отеле “Рэдиссон”.

Президент Назарбаев построил новый впечатляющий центр Астаны на берегу реки Ишим. Здесь множество первоклассных отелей и ресторанов. Поражает своими очертаниями Дворец мира, огромная стеклянная пирамида, спроектированная всемирно известным Норманом Фостером. Эта 318-футовая башня символизирует дерево с гигантским золотым шаром на верхушке. Внутри, на смотровой площадке сохраняется отпечаток ладони Назарбаева, призванный, видимо, символизировать его роль казахского Петра I.

Возможности Казахстана продвигаться вперед практически полностью зависят от нефти. Та же нефть является основой Казахстанского экспорта. Однако подавляющая близость России вынуждает казахов считаться с волей Москвы. Вот поэтому сверхосторожный Назарбаев заслужил репутацию умелого политического эквилибриста, ловирующего между интересами России, США и Китая.

У Казахстана и его американских партнеров продолжается конфликт с Россией по поводу тенгизского месторождения и использования российских трубопроводов для перекачки нефти. До того, как Chevron начала в 1993 году работать на Тенгизском месторождении, здесь добывалось 60 тыс. баррелей в день. Компания намеревалась увеличить объем добычи более чем в десять раз. Но как только «Тенгиз» перешел к американцам, Москва тут же потребовала от них сократить транспортировку по российскому нефтепроводу наполовину, ссылаясь на его перегруженность и угрозы для окружающей среды. Затем Россия остановила строительство компанией Chevron нефтепровода для транспортировки нефти через Россию, и американцам ничего не оставалось, кроме как использовать дорогостоящий маршрут через Баку. Хотя, в конце концов, русские смягчились и помогли Chevron построить 1000-мильный нефтепровод до Новороссийска. Однако продолжение спарринга с Россией негативно сказалось на национальном доходе Казахстана.

В Chevron сегодня полагают, что возможно добывать на Тенгизе почти миллион баррелей в день, однако это произойдет не раньше чем спустя лет десять, и то при том условии, что будут обеспечены возможности для транспортировки такого объема.

Главная проблема сегодня состоит в том, что Chevron стремится удвоить пропускную способность трубопровода через Россию, с тем, чтобы стало возможным перекачивать через него возросшие объемы добытой нефти с «Тенгиза». Но Россия в ответ молчала, молчит и будет молчать до тех пор, пока Chevron не поддержит ее планы по строительству нефтепровода, альтернативного поддерживаемому США проекту магистрали через Азербайджан, Грузию и Турцию. Трубопровод, проектируемый Россией должен прийти в Средиземноморье через территорию Греции.

Поначалу американская компания отказала в поддержке этому проекту, однако затем, видя, что вопрос о расширении ее трубопровода в России может зависнуть в неопределенности, передумала. Русские также готовы к переговорам. “ Мы склоняемся к увеличению потока казахстанской нефти”, — говорит Михаил Барков, вице-президент “Транснефти”, российской трубопроводной монополии, осуществляющей управление используемым Сhevron трубопроводом. Но все равно вот уже в течение трех лет дела с расширением пропускной способности российского трубопровода идут очень плохо, и американцы вместе с Казахстаном вынуждены использовать дорогостоящие железные дороги для того, чтобы перевозить 300 тыс. баррелей в день через территории Украины и Грузии в 13 тысячах цистерн.

А грузинская война напомнила, насколько хрупки эти коммуникации. Железнодорожный мост, по которому проходили поезда с цистернами, был взорван, также как и несколько цистерн. Российские бомбы взрывались рядом с нефтепроводом, не задев его. Но оставляя при этом глубокие воронки. «Хотя ныне основные транспортные маршруты, проходящие через Грузию, возобновлены, имидж кавказского транспортного коридора сильно пострадал”- говорит Вагиф Гусейнов из Московского института стратегических исследований и анализа.

Страны и компании, работающие в этом регионе скорее всего воспримут эти бомбежки как своеобразный “message” для тех, кто использует грузинский железнодорожный и трубопроводный коридор. “Уровень рисков здесь значительно возрос”, — считает Джонатан Вуд, эксперт по глобальным проблемам консалтинговой компании Control Risks. Таким образом возрастает сумма страхования транспортировки. И Россия станет более жестким переговорщиком по вопросам, касающимся трубопроводов. Произойдет, по словам Павла Баева, сотрудника института исследований мира в Осло, “переоценка того, что Россия может сделать, каковы ее реальные возможности, и какой политической волей она обладает”. Вышеупомянутый Симпсон, британский юрист добавляет:”Если Вы находитесь в Азербайджане или Туркменистане, то, вероятно, охотно примете Путина, когда он постучит вам в двери”.

Чего может хотеть Россия? В июне “Газпром” предложил скупить все до единого кубометры азербайджанского газа. Азербайджанский президент Ильхам Алиев всячески этому сопротивлялся, поскольку желал торговать с Западом напрямую и не попасть в зависимость от России. Однако теперь, если он захочет расширить транспортный коридор через Грузию, ему придется пойти на некоторые уступки.

При всем том казахстанцы остаются оптимистами, особенно Тимур Кулибаев. Этот “каспийский принц”, 42-летний зять президента, сегодня — лидер нефтяного бизнеса Казахстана. Кулибаев полагает, что транспортная сеть на Кавказе все же будет сохранена, поскольку в ней нуждается очень много стран. “Пока что у нас не было серьезных проблем, и мы их не ждем”, -заявил Кулибаев журналистам в Астане.

Г-н Кулибаев также отметил, что в следующем году Китай завершит строительство газопровода пропускной способностью в 400 тыс. баррелей в день из Казахстана в китайскую провинцию Синьцзян. Если блокада транзита через территории России и Кавказ будет продолжаться, то единственной возможностью для сбыта возросших объемов казахстанской нефти останется Китай. Таким образом, после 15 лет борьбы за центральноазиатские нефть и газ ни Россия, ни США не выйдут из нее победителями.

Об этом Buisness Week пишет в статье, переведенной редакцией «Нефти России».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *