«Газовая ОПЕК» Европе не помешает. Скорее, наоборот

ПРАЙМ-ТАСС: Современной экономике свойственна глобализация. Доказательством этого факта становятся многочисленные объединения и «группировки», возникающие на мировой финансового арене. Критикуя так называемую «газовую ОПЕК»/ГОПЕК/, эксперты говорят о возникающей для России необходимости введения квот на добычу, а также о недовольстве европейских потребителей. Евросоюз уже заявил о возможном пересмотре своей энергетической политики, если картель все-таки будет создан. Еврокомиссия считает, что наилучшие условия для продажи таких продуктов, как газ, — это свободный и прозрачный рынок.

Итак, 21 октября в рамках трехсторонней встречи Россия, Иран и Катар были приняты, по мнению иранской стороны, «великие решения», а именно – обсуждался вопрос создания «газовой ОПЕК». Устав этой организации еще не готов, но в планах мировых лидеров по запасам газа – серьезная работа по созданию картеля.

Вообще, Иран долгое время выступал сторонником создания подобной организации, и логика страны понятна. Доказанные запасы природного газа Ирана превышают 27,8 трлн куб м. В 2007 г добыча природного газа составила 111,9 млрд куб, а потребление – 111,8 млрд куб. Таким образом, в задачах Тегерана наладить газовый экспорт, а картель является хорошим способом решить эту задачу. Кроме того, таким образом повышается безопасность страны — конфликт со страной, входящей в газовый картель, чреват неприятностями в виде резкого скачка цен на природный газ.

Российская же сторона долгое время отказывалась от намерения создать подобную организацию, прежде всего по причине необходимости введения квот на газовую добычу. Тем не менее, Москва признает, что будущее энергорынка за газом, и необходимость координации действий мировых лидеров в сфере добычи «голубого топлива» обязательно возникнет.

Еще осенью 2006 г Российское газовое общество выступило с предложением о создании Международного альянса национальных некоммерческих организаций газовой промышленности стран, производящих и транспортирующих газ /МАННГО/. Главная цель этой организации — привлечь к международному энергетическому диалогу экспертное сообщество и отраслевые общественные организации. Однако нужно ли России такое количество сырьевых союзов, если рассматривать эти организации в отрыве от политических мотивов по наращиванию влияния и авторитета?

Согласие обсудить устав альянса дали Казахстан и Таджикистан, а в октябре 2008 г планировалось провести учредительное собрание по ее созданию. В настоящий момент переговоры о вступлении в МАННГО продолжаются, а в ЕврАзЭС / Евразийское экономическое сообщество/ уже приняли постановление по сотрудничеству с организацией, рассказал журналистам зампредседателя Госдумы РФ, президент Российского газового общества Валерий Язев.

«Я поддерживаю достигнутые в Тегеране договоренности, — подчеркнул В. Язев. — У Ирана, Катара и России уже есть общие проекты, которые нужно координировать», — сказал он.

В рамках Форума стран экспортеров газа /ФСЭГ/, а именно так глава Российского газового общества рекомендует называть создаваемую организацию, странам – участницам нужно будет взаимодействовать в вопросах ценообразования, транспортировки сырья, технологий. По этим и многим другим вопросам организация предполагает интеграционные консультации. Правда, в настоящий момент Форум не структурирован, и в этом направлении ведется работа. Для эффективной деятельности ФСЭГ требуется глубокая оценка ситуации исполнительной подструктурой в сферах спроса и предложения, маршрутизации, технологичной сфере. Необходима глобализация рынков сжиженного газа и трубопроводного газа, считает В.Язев. Кроме того, возникает необходимость координации в сфере уже существующих газовых проектов: евразийских проектов Ирана и России, трансазиатских и трансафриканских газовых артерий.

«Во что бы это не вылились — в картель, или в глубокий консультативный орган — в любом случае, эта организация нужна», — уверен В. Язев.

Напомним, что ФСЭГ впервые собрался в 2001 году в Тегеране. Форум не имеет устава, четкой системы членства и постоянного представительства в какой-либо стране. В нем постоянно принимают участие Алжир, Боливия, Бруней, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иран, Катар, Ливия, Малайзия, Нигерия, ОАЭ, Оман, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. В некоторых встречах министров также принимала участие Туркмения. Норвегия считается наблюдателем.

Участники «свежеиспеченного» картеля пока еще не определились с формулой ценообразования, а сама ситуация на энергетическом рынке далека от стабильной. Известно, что газовые цены сегодня четко следуют за нефтяными, но с прогнозами в кризисной ситуации лучше повременить.

«Глубина кризиса не ясна, — разводит руками В.Язев. — Возможно, «дно» еще впереди». Непонятна также финансовая модель нового мира, о которой говорит Запад. Пока существуют лишь очертания, а функциональной этой системы еще предстоит оценить.

Тем не менее, несмотря на все сложности, а также недовольство западной стороны, для России это важный и нужный проект, считает президент Российского газового общества. «Одно лишь участие в проекте Алексея Миллера /ОАО «Газпром», председатель правления/ говорит о том, что проект не может быть антироссийским», — заключил В.Язев.

Эксперты соглашаются: Россия, будучи участником «газового ОПЕК», сможет оказывать влияние на ценообразование газа. Кроме того, долгосрочные контракты с европейскими потребителями потребуют от Москвы экспортной нагрузки, которую частично можно будет переложить на партнеров по картелю. Кроме того, картель является дополнительным переговорным ресурсом с Евросоюзом, например, в сфере непосредственного доступа газовых экспортеров к розничным потребителям.

«Мы бились за долгосрочные контракты годами», — рассказывает В.Язев. Вступление России в «сырьевые группировки» не подорвет исполнения долгосрочных газовых обязательств перед потребителями, убеждает он. Кроме того, по мнению президента Российского газового общества, Европа получает ряд серьезных преимуществ. ФСЭГ, заведующему 60 проц мирового газа, нужны потребители. Стабильность поставок вопрос не только энергетической безопасности ЕС, это вопрос безопасности мирового уровня, считает В.Язев.

Европейский потребитель, между тем, не слишком доволен планами «газовиков». ФСЭГ не ограничивается тремя членами, и в ближайшее время вполне возможно вступление в организацию других участников рынка – например, Алжира и Ливии. Доказанные запасы природного газа Ливии составляют порядка 1,49 трлн куб м /около 0,8 проц мировых запасов/. Обе страны – в сфере интересов Евросоюза, которому жизненно необходимо снизить энергозависимость от России.

Президент Российского газового общества настаивает, чтобы ФСЭГ не ассоциировали с нефтяным картелем. Форум не будет заниматься квотированием, и цены на газ в связи с появлением новой организации расти не будут, уверяет В.Язев. На данном этапе грозный монстр еще не родился – инициаторы еще не определились с местонахождением штаб-квартиры, а также не выработали единую позицию по уставу.
 

ПРАЙМ-ТАСС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *