Мощность КТК увеличится вдвое. Блокирующая доля дает России право решающего голоса по всем вопросам реализации проекта.

Мощность КТК увеличится вдвое EnergyLand: Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума, исключая британскую ВР,  сегодня в Москве подписали меморандум о расширении мощности нефтепровода КТК до 67 млн. тонн.

Нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума — единственный частный трубопровод, проходящий по территории России из казахстанского Тенгиза в Новороссийск. Его протяженность — 1510 км. В 2007 году по КТК было транспортировано 32,6 млн. тонн нефти.
Стоимость расширения нефтепровода оценивается в 2,5 млрд. долл., но, по прогнозам, проект может вырасти в цене еще на 700 млн. — 1 млрд. долл.
Решение о расширении трубы затягивала ВР (владеет 6,6% КТК через два СП — с «Лукойлом» и «Казмунайгазом), шла речь о продаже её доли в консорциуме.
Чтобы решить вопрос с транспортировкой нефти, Россия не исключала строительства нефтепровода, параллельного нефтепроводу Тенгиз — Новороссийск. Вторым вариантом назывался запуск процедуры банкротства КТК (долг КТК на конец сентября составлял $4,7 млрд.)
Из-за неэффективности проекта консорциум решил покинуть Оман, его долю в КТК (7%) за $700 млн. выкупила Россия. Блокирующая доля дает России право решающего голоса по всем вопросам реализации проекта.

СП British Petroleum (BP) и НК «ЛУКОЙЛ»- Lukarco не подписало меморандум о расширении КТК, сообщил сегодня после церемонии подписания меморандума глава Lukarco — представитель ЛУКОЙЛА Осман Сапаев. При этом он подчеркнул, что НК «ЛУКОЙЛ» поддерживает меморандум и от имени компании он подписал сегодня документ.
В то же время представители ВР заявили, что они не являются прямыми акционерами КТК, а владеют долей в проекте через СП Lukarco, поэтому сама компания документы подписывать не должна.
ВР при этом по-прежнему поддерживает данный проект и ожидает оформления в 2009г. окончательных юридических документов по результатам коммерческих переговоров со своим партнером по СП Lukarco (акционер КТК) — НК «ЛУКОЙЛ». В то же время «реализация меморандума будет в 2009г. продолжена с согласия компании BР».
Проектная мощность трубопроводной системы КТК составляет 28,2 млн т нефти, однако реально консорциум может прокачивать по нефтепроводу до 34 млн т в год за счет использования специальных присадок. Поэтапное доведение мощностей до 67 млн. предусмотрено ТЭО проекта.
Длительное время акционеры КТК из-за позиции ВР не могли решить вопрос о расширения мощности нефтепровода. ВР считает, что средства для расширения должны привлекаться на внешних рынках, тогда как другие участники полагают, что необходимо финансировать этот проект за счет собственных ресурсов. Недавно ВР выдвинула ряд условий, на которых готова поддержать проект расширения КТК, основное среди них — выход компании из проекта. Сейчас ей принадлежит 6,6% в КТК через два СП с казахстанской компанией «КазМунайГаз» — Kazakhstan Pipeline Ventures (1,75% в проекте) и российским ЛУКОЙЛом — Lukarco B.V. (12,5% в проекте). В Kazakhstan Pipeline Ventures ВР принадлежит 19%, в Lukarco — 46%. В сентябре 2008г. появились сведения, что ВР может продать свою долю в КТК, сначала она должна предложить свою долю партнерам по совместным предприятиям. Выйти из проекта ВР может при одобрении всех участников. По сообщениям самой ВР, компания уже договорилась с «КазМунайГазом» о продаже своей доли в СП Kazakhstan Pipeline Ventures. Переговоры с ЛУКОЙЛом все еще продолжаются.
АК «Транснефть» сообщала, что акционеры КТК не исключают вероятности после подписания меморандума подачи судебного иска в отношении BP.

Справка.

КТК — Каспийский трубопроводный консорциум, оператор нефтепровода Тенгиз – Новороссийск.
Акционеры – Россия (31%), Казахстан (19%); оставшиеся 50% – у частных компаний (Chevron, Exxon, BP и проч.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *