Россия будет прирастать…Африкой?

Правда.Ру: В 60-х – 70-х годах прошлого века СССР и США вели ожесточенную борьбу за влияние на африканском континенте. Ставки были высоки – каждая сторона стремилась обеспечить свое участие в совместной с африканской стороной разработке природных ресурсов на континенте. Разрабатывать было что: алмазы в ЮАР и Зимбабве; золото в ЮАР, Гане, Республике Конго; нефть в Алжире и Судане; бокситы в Гвинее и Гане; фосфориты; марганцевые, железные и свинцово-цинковые руды (северное побережье Африки) – одним словом, запасы природных ископаемых богатейшие.

Распад СССР свел все достижения на нет. Россия потеряла свое влияние в Африке – думать об этом во время «лихих 90-х» было просто невозможно. Из Анголы, Мозамбика, Сомали и Эфиопии были выведены воинские контингенты и брошены хорошо оборудованные военные базы – которые, кстати, могли быть использованы и в коммерческих целях. Каждая африканская страна имеет свой голос в ООН, чем в свое время успешно пользовалось советское руководство в отстаивании своей позиции на международной арене – но никакой заинтересованности в этих странах российские власти в 90-х годах не проявляли. Когда в 1998 году в РФ приезжал тогдашний вице-президент ЮАР Табо Мбеки, а в 1999 году — президент ЮАР Нельсон Манделла, с ними обменялись лишь любезными фразами, но никаких договоров или контрактов заключено не было.

Напротив, интерес к «черному континенту» со стороны других держав в 90-х годах только возрастал. А в начале 2000-х годов в игру вошли уже новые участники — Китай, Индия, некоторые страны Ближнего Востока и Латинской Америки. Увеличилась и скорость проникновения других стран на африканские рынки и месторождения. В этих условиях России остается либо как можно более активно возвращать себе утраченные в начале 90-х позиции, либо раз навсегда смириться с потерей Африки как возможного экономического партнера. К счастью, избран, похоже, первый вариант.

До недавнего времени сотрудничество с африканской стороной осуществлялось по большей части как частная инициатива российских компаний. Однако уже несколько лет назад стало понятно, что без политической поддержки на уровне государства никаких перспектив быть не может. В 2005 году, например, американская компания Alcoa Inc. и правительство Ганы подписали меморандум о развитии интегрированной алюминиевой промышленности. В соответствии с этим меморандумом ганское правительство обязалось обеспечить созданному совместному ганско-американскому предприятию эксклюзивные права на разработку крупных месторождений Киби и Ньинахин с рудами особенно высокого качества. И таких «упущенных возможностей» для российских компаний было уже много.

По-видимому, осознав опасность потерять Африку окончательно, к процессу подключилось правительство. С 2002 года действует смешанный межправительственный комитет по торгово-экономическому сотрудничеству РФ и ЮАР, в работе которого принимают участие представители алмазодобывающей компании «АЛРОСА», у который есть проекты и в Анголе. В рамках комитета удалось принять ряд нормативных актов, расширяющих доступ к месторождениям и конкретизирующих формы участия компании в развитии алмазной отрасли ЮАР. В самой стране, кстати, в отличие от ряда других государств Африки, не проводится дискриминационной политики по отношению к российским компаниям. С целью дальнейшего развития сотрудничества в 2006 году ЮАР посетил с визитом президент РФ Владимир Путин.

В начале прошлого года мировой лидер в производстве алюминия — компания «Русал» (владельцем которой является Олег Дерипаска) приобрела 77,5% акций нигерийской компании Aluminium Smelter Company of Nigeria (ALSCON). Сделка позволила компании увеличить объем производства алюминия на 150 тысяч тонн в год; ее назвали «прорывом российских инвесторов» на африканском континенте. Кроме этого, компания увеличила производство в Гвинее, где находится треть мировых запасов бокситов, а в качестве следующей перспективной площадки для строительства алюминиевого комбината называлась Ливия.

Тем временем США перешли от экономического проникновения на африканский континент к политическому. Напомним, африканский континент до недавнего времени делился на зоны ответственности между европейским и ближневосточным командованиями Вооруженных Сил США. В феврале 2007 года было образовано единое американское командование в Африке – Africom, взявшее под свой контроль весь континент. Однако ни одна из африканских стран до сих пор не согласилась предоставить свою территорию для размещения на ней командования, в связи с чем оно до сих пор базируется в немецком городе Штутгарт. Ряд экспертов полагает, что отправка в октябре к берегам Сомали эскадры кораблей НАТО была предпринята с целью изучения перспектив размещения на территории Сомали базы Africom.

В такой ситуации к политическим шагам должна переходить и Россия. По итогам переговоров с Ливией был поднят вопрос о создании российской военно-морской базы в порту Бенгази, помимо контрактов на поставку туда российского вооружения и боевой техники. Однако не менее важным является участие России в миротворческих операциях в Африке.

Россия совместно со странами ЕС участвует миротворческой операции Европейского союза в Республике Чад и Центральноафриканской республике. Цель операции — обеспечение безопасности беженцев и распределение гуманитарной помощи. Кстати, сотрудничество России и ЕС здесь тем более оправдано, что сегодня крупнейшим экспортером в Африку и крупнейшим партнером и инвестором ЮАР является Германия. При этом, как отмечает Андрей Маслов, заведующий Центром прикладных экономических исследований Института Африки РАН, Германия не располагает собственными мощными добывающими компаниями, работающими за рубежом. Поэтому у России появляются хорошие возможности по привлечению немецкого капитала и технологий в совместные проекты на территории третьих стран.

Еще одна крайне важный регион – Судан. Там уже 5 лет в провинции Дарфур продолжается война между правительственными силами и различными группировками (началось все с известий об огромных запасах нефти в провинции). По словам Михаила Маргелова, председателя комитета Совета Федерации по международным делам и специального представителя президента РФ по Судану, на недавней встрече в Совете Федерации суданские парламентарии заявляли, что рассчитывают на более активное участие России в экономической и гуманитарной жизни Судана. Под это власти Судана были готовы дать льготы российским компаниям в нефтяном и железнодорожном секторах.

Таким образом, участие России в миротворческих операциях — вторая важная составляющая ее африканской политики. За миротворцами всегда идет бизнес, поэтому отказ от подобных операций равносилен потере региона в пользу тех стран, чьи интересы также пересекаются в нем. Наоборот, более активное участие России в жизни Африки – единственная возможность вернуть утраченные позиции. Времени на раздумья здесь не остается.

Иван Баженов

Адрес публикации: http://www.newsinfo.ru/articles/2008-12-16/mirotvorcw/38992

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *