За конфликтом в Газе стоит борьба за транзитные пути и водные ресурсы

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Как и 60 лет назад, кровавая бойня в секторе Газа угрожает стабильности всего Ближнего Востока. Но происходящее в Газе — далеко не первый в этом районе конфликт такого рода, обусловленный взаимосвязанными, традиционными причинами. В том числе борьбой за транзитные пути и дефицитные на Ближнем Востоке водные ресурсы.

К середине января 1949 года — 60 лет тому назад — завершились военные действия между арабскими странами и Израилем: то была первая арабо-израильская война (она продолжалась в ряде районов Палестины до апреля 1949-го). Которая окончательно «похоронила» документы о создании в бывшей британской Палестине арабского государства, включавшего и сектор Газа.

Тем временем, в этом районе продолжаются военные действия: общее число погибших и пропавших без вести на 12 января превышает 1300 человек с обеих сторон. Но в основном это мирные жители, в том числе дети и люди пожилого возраста. Причем до 85 процентов этих жертв — арабское население сектора Газа.

Кровавые события в том регионе всколыхнули, было, мировые цены на нефть, но ненадолго: сразу после объявления французско-египетского плана урегулирования конфликта, хотя его пока не приняли конфликтующие стороны, — эти цены вновь понизились. То есть, снова подтвердилось решающее значение политических факторов в формировании мировых цен на нефть.

Израиль «оправдывается» антиизраильским терроризмом со стороны радикальных арабских группировок (особенно ХАМАС) в Газе, с которыми пора покончить. А эти группировки считают происходящее израильской агрессией, причем против законно избранного правительства сектора Газа. То есть, против организации ХАМАС.

Сам же сектор Газа — едва ли не самый многострадальный район в мире. Судите сами: когда в конце 1947-го года ООН определила этот район в состав арабского государства в Палестине, соседние арабские страны через четыре месяца начали войну с Израилем (официально провозглашенным в мае 1948-го) и… за территории, отведенные под арабское палестинское государство. Но для арабских стран, да и для арабов Палестины эта война завершилась плачевно. Свыше половины палестинской территории оказалось у Израиля, а на оставшихся арабских территориях Палестины «утвердились» соседние арабские государства. Так, свыше трети территории сектора Газа (включая г. Газа) получил Египет, остальную часть — Израиль.

Нефтяные акценты

Одной из причин той войны было желание арабских стран полностью контролировать транзитные нефтепроводы, построенные в 1946-1951 годах, из Аравии и Ирака к средиземноморским портам Сирии, Ливана и Палестины. Если точнее — борьба шла и за нефтепровод к порту Хайфа, а этот район ООН включила в состав Израиля.
В 1967-м оставшиеся арабо-палестинские территории захватил Израиль. И ни о каком арабском палестинском государстве не было речи, подчеркнём, до конца ХХ века…

Естественно, что ТАКОЕ отношение к созданию государства палестинских арабов резко ужесточило их настроения. И, хотя палестинская арабская администрация была-таки недавно создана на Западном берегу Иордана и в Газе, на недавних парламентских выборах в секторе Газа победила ультрарадикальная арабская организация ХАМАС, чуть ли не отрицающая право Израиля на существование!

Но ведь что еще интересно: если в 1973-м, в связи с новой арабо-израильской войной, арабо-мусульманские страны-поставщики нефти ввели временное эмбарго на поставки нефти в страны, поддерживающие Израиль, то сейчас об этом методе давления на Израиль и Запад даже не намекают. Что еще раз подтверждает заинтересованность этих стран в большей подконтрольности и меньшей самостоятельности палестинской администрации.

Между водой и пустыней

Во многих СМИ сообщалось, со ссылками на некоторых египетских, иорданских и израильских чиновников, что вскоре может начаться строительство оросительного канала Средиземное море — Мертвое море — Иордан.
Причем канал этот пройдёт из той части сектора Газа, которая с 1950-х годов у Израиля (район Ашкелон-Ашдод), примерно в 30 км к северу от г. Газа. Арабо-палестинские же деятели настаивали, чтобы канал был проведён непосредственно из г. Газа.

Дело в том, что быстрое высыхание Мертвого моря и впадающей в него реки Иордан (как и связанного с ней Тивериадского озера, что вблизи Сирии и Ливана) ставит под угрозу сельское хозяйство, да и вообще проживание на той территории. Эта ситуация едва ли не напоминает то, что произошло в бассейне Аральского моря. А соперничество за водные ресурсы существовало в Палестине с незапамятных времён.

Естественно, что территория, где пройдёт упомянутый канал, получит широкие возможности для развития. Поэтому не исключено, что соперничество за водоресурсы и, соответственно, за саму трассу канала Средиземное море — Мертвое море — Иордан — одна из причин нынешнего конфликта.

Есть даже проект судоходного канала между Средиземным и Красным морями по территории Израиля — до порта Эйлат. Однако пройти он может только через сектор Газа, что невыгодно не только Израилю, но и Египту, ибо это приведёт к падению доходов соседнего египетского Суэцкого канала.

Словом, на небольшой территории Палестины, которая почти вдвое меньше Московской области, «сошлись» очень многие проблемы — национальные, общерегиональные, пограничные, экономические. Но расширение конфликта в Газе вполне может разжечь другие конфликты на Ближнем Востоке, с очевидными последствиями не только для этого региона.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *