Cектор Газа: либо газ, либо ХАМАС

Нефть России: После жестоких боев в секторе Газа между израильской армией и боевиками палестинского исламского движения ХАМАС стороны вроде бы подошли к заключению временного перемирия.

Увы, перемирие это будет, совершенно однозначно, временным.
Потому что ни одна из проблем, лежащих в основе этого конфликта, не решена. В том числе и одна из самых ключевых — газовая.

Дело в том, что на шельфе сектора Газа имеется газ. По данным компании British Gas (BG), обладающей лицензией на бурение здешних месторождений Gaza Marine-1 и Gaza Marin-2, газовые резервы шельфа сектора Газа насчитывают приблизительно 1,4 трлн кубических футов “голубого топлива” примерной стоимостью 4 млрд долларов. По мнению некоторых экспертов, вполне вероятно, что здешние запасы газа могут оказаться и более значительными. Они жизненно необходимы высокоразвитому в промышленном отношении, но почти стопроцентно энергозависмому Израилю. Но в том-то всё и дело, что газ сектора Газы еврейскому государству не принадлежит!

Еще в 1999 году было подписано тройственное соглашение о разведке запасов шельфового газа между компанией British Gas (BG) с долей в 60%, зарегистрированной в Афинах фирмой Consolidated Contractors International (30%), принадлежащей влиятельным ливанским кланам Сабах и Кури, а также палестинской национальной администрацией, получившей долю в 10%. На основании этого контракта предусматривалось и дальнейшее коммерческое развитие месторождения, а также строительство газопровода в Израиль.

Начиная с 2001 года с избранием премьер-министром Израиля генерала Ариэля Шарона активизируются попытки пересмотреть это соглашение. “Израиль никогда не будет покупать газ у Палестины”, — патетически заявлял тогда Шарон. В 2003 году была сделана попытка оспорить тройственное соглашение в Верховном Суде Израиля. Тогда же премьер Шарон наложил вето на первоначальное соглашение, по которому BG получала право на поставки по трубопроводу в Израиль газа, добываемого на шельфе сектора Газа.

Кончина палестинского лидера Ясира Арафата и последующие парламентские выборы в автономии, в результате которых единоличную власть в секторе Газа получили исламисты из ХАМАС, сформировали политико-правовой вакуум вокруг всех первоначальных договоренностей. BG попыталась было заключить в 2006 году соглашение с Египтом о реверсе в его сторону трубопровода с шельфа Газы, однако под давлением британского премьер-министра Тони Блэра, за которым стояли интересы Израиля, эта попытка не удалась.

В мае 2007 года кабинет министров Израиля одобрил план договора о закупках газа. Предполагаемая стоимость такого контракта составляла 4 млрд долларов, ориентировочная прибыль — около 2 млрд, из которых 1млрд долларов предназначался Палестине. Но было бы наивно думать, что израильтяне намеревались делится с палестинцами прибылью в денежном выражении, ибо всем в нынешнем контексте очевидно, что деньги пойдут на закупку оружия, которое выстрелит опять же по Израилю. В итоге израильтяне предложили, во-первых, заключить двустороннее соглашение с BG, без участия представителей палестинского президента Аббаса и ХАМАС. Во-вторых, долю палестинцам отдавать товарами и услугами, но ни в коем случае не деньгами. А в третьих, проектируемый газопровод израильтяне наметили вести не в Газу, а в порт Ашкелон на израильской территории. Не без определенного прессинга ХАМАС BG не согласилась на такие предложения, а в минувшем году даже закрыла свой офис в Тель-Авиве.

Итак де-юре газовые резервы принадлежат Палестине. А попасть в распоряжение Израиля, как указывают эксперты, они могут исключительно в случае интеграции сектора Газа в еврейское государство, то есть – при его военной оккупации и аннексии.

Увы, Ближний Восток вообще и даже европообразный и демократический Израиль в частности остаются регионом, в котором политический и геополитический интерес пока еще преобладает над стремлением к компромиссам на общепринятых международно-правовых основах. И тут нелишне напомнить, что в 2007 году вышел доклад творца энергетической политики Израиля, бывшего министра энергетики и отставного генерала Моше Яалона, в котором вопрос о поставках газа с шельфа Газы интерпретировался в нынешнем политическом раскладе как угроза национальной безопасности страны. В этом документе Яалон подвергает критике, по его мнению, ошибочную позицию западных стран, считающих, что разработка местных газовых месторождений будет способствовать подъему находящейся в плачевном состоянии экономики Палестины. Генерал считает, что сегодня это только усилит военный потенциал ХАМАС и других исламистских организаций региона, а также обострит интерес к региону со стороны Ирана. По мнению экс генерала, развитие добычи и поставок газа из сектора Газа возможно только если здесь не будет ХАМАС. А достичь этого, при нынешнем раскладе, возможно только одним способом — додавив исламистов…

Недавно было объявлено об открытии крупных (88 млрд кубометров) залежей газа на другом израильском шельфовом месторождении — Тамар. И сразу же с претензиями на эти углеводороды выступил соседний Ливан, где также сильны вооруженные исламисты Хизбаллы. Одним словом, может, в перспективе газовые ресурсы Средиземноморья и будут доступны экономике Израиля, но пока ситуация вокруг этих месторождений грозит обернуться для еврейского государства еще одним крайне опасным кризисом в политике.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *