Военно-экономическое противостояние в Арктике

 Фонд стратегической культуры:   Если в советские времена считалось, что главная угроза к нам идет с Запада, то сегодня опасность нас подстерегает с Северного полюса. С конца 1990-х – начала 2000-х годов США, не встречая никакого серьёзного противодействия, концентрируют основные усилия на постепенном ограничении возможностей всех конкурентов, имеющмх отношение к самой неизвестной части планеты.

Речь идёт о создании американской противоракетной обороны на Севере как элемента передового базирования средств ядерного нападения. Первый район ПРО расположен в Северной Америке (на Аляске), второй совместный японо-американский морской компонент в Японском море и на Корейском полуострове, третий район планируется разместить на территории Польши и Чехии, четвертый район — на территории Великобритании. Именно в таком ключе ряд экспертов расценивает активное взаимодействие США с Норвегией по использованию расположенного в населённом пункте Лонгйир (Лонгьирбюэн) на Шпицбергене норвежского центра спутниковой связи, предназначенного для сбора информации с находящихся на полярных орбитах экологических и метеорологических спутников.
***

В этих условиях Северный флот России возобновил присутствие боевых кораблей Северного флота в арктических районах, в том числе вблизи Шпицбергена. Экономические противоречия между Россией и Норвегией начались задолго до 1977 года, когда Норвегия ввела 200-мильную охранную зону вокруг Шпицбергена. «Рыбная война» между Россией и Норвегией возобновилась в связи с дискуссией о юрисдикции, когда король Норвегии издал «декрет о Шпицбергене», приравняв район вокруг Шпицбергена к своей «континентальной» экономической зоне. Параграф 3 «декрета о Шпицбергене» оговаривал вводимые Норвегией запреты и ограничения на ведение промысла в районе архипелага. Впрочем, довольно скоро запрет норвежцам пришлось снять, так как советские траулеры ответили скандинавам тем, что выловили значительное количество молоди трески в пределах своей экономической зоны, снизив количество нерестящихся в территориальных водах Норвегии рыб. Советский Союз отказался ратифицировать «декрет о Шпицбергене» как ущемляющий его экономические интересы. Советское руководство предписало морякам, занимающимся промыслом в районе Шпицбергена, не подписывать любые бумаги, составленные норвежскими контролерами.

В 1994 году Директорат по рыболовству Норвегии издал «Предписание о размере ячеи, прилова и минимальном промысловом размере при лове рыбы в рыбоохранной зоне Шпицбергена», а также предписание «О регулировании рыболовства в рыбоохранной зоне Шпицбергена», вводившей на спорной акватории «норвежские правила рыболовства», существенно отличающиеся от наших. Согласно российским рыболовным правилам, размер ячеи трала уже, чем у норвежцев, — 125 мм против 135 мм. Да и сам минимально допустимый размер трески, разрешённой к вылову, у нас разнится. По норвежским стандартам размер отловленной рыбы должен быть не меньше 47 сантиметров, а по российским — достаточно 42-х. Таким образом, все российские суда, ведущие промысел у берегов Шпицбергена, де-юре оказывались браконьерскими, то есть не соблюдающими норвежские правила игры. И если до недавнего времени Норвегия проводила достаточно осторожную политику в зоне, теперь она её ужесточила.

У российских рыбаков постоянно возникают проблемы с норвежской береговой охраной. Норвежцы «на дух» не переносят возможность контроля рыболовецких судов боевыми кораблями российского флота и рыбоохранными судами. Возрастающее значение Северного морского пути, добычи углеводородов на арктическом шельфе России и ряд других факторов требуют и должного обеспечения российских интересов военной силой. У оппонентов почти нет ледоколов. У США – всего два атомных ледокола, способных действовать только летом и ранней осенью, а у нас – десять, и они способны действовать почти круглогодично. Вопрос лишь в том, намерена ли Россия серьезно участвовать в гонке за ресурсы Севера?
***

Норвежский «террор траулеров» – первый пробный шар в большой игре по переделу Арктики. Что бы там ни говорили в Осло – это конфликт отнюдь не частный, а именно межгосударственный. Можно ожидать, что Норвегия будет и дальше вести себя в отношении России решительно и вызывающе, поскольку она чувствует за собой поддержку США. Россия не единственная страна, чьи претензии на Арктику вызывают у американцах нервную реакцию.

Страны, борющиеся за право расширить свои подводные владения в Арктике, образуют неожиданные союзы в попытках противостоять агрессивным арктическим претензиям России. Канада и США заявили, что прежний спор о принадлежности 12 тыс. квадратных километров морского дна, также в море Бофорта, временно отложен ради того, чтобы дать отпор арктическим устремлениям России – они угрожают претензиям США, Канады, Дании и Норвегии1. На границе между Данией и Канадой может разгореться первый «нецивилизованный» конфликт приарктических государств. Вот уже три десятка лет эти страны не могут поделить крошечный каменистый островок – остров Ханса (Туркупалук), расположенный во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Собственно, остров представляет собой всего лишь трехкилометровую полосу обледенелых скал. До сих пор за скалу в океане шла «флажная война». Экспедиции Дании и Канады по очереди водружали свои стяги на острове Ханса. Однако в последние годы конфликт обострился. Канада провела в районе острова военные манёвры, глава министерства обороны этой страны высадился на спорной территории, вызвав своими действиями протест Копенгагена. Дания уже выслала к острову патрульный арктический катер «Тулугак», который должен обозначить военное присутствие королевских ВМС в регионе.

Осенью 2008 года сенат конгресса США принял положение об определении границ морской экономической зоны и континентального шельфа США. Создали комиссию, в задачу которой входит составление точной карты территориальных вод США. Уже в настоящее время США дислоцируют на Аляске 24 тыс. военнослужащих, три базы армии (сухопутных войск) и три – ВВС, а также несколько объектов береговой охраны. Однако считается, что этих сил и возможностей недостаточно.

Принято считать, что претензии Вашингтона на гегемонию в Арктике связаны исключительно со стремлением взять под контроль нефть и газ Арктического шельфа. Результаты американской арктической экспедиции, проведенной летом 2008 года, показали, что экономические границы США могут быть перенесены, как минимум, на 150 км дальше относительно прежней береговой линии. Однако освоение данных ресурсов в условиях экономического кризиса представляется сегодня слишком дорогим даже для США.

Первоочередной целью для американцев являются даже не углеводородные месторождения Арктического шельфа. Американцы на самом деле стремятся взять под контроль новый морской путь из Атлантического в Тихий океан через море Бофорта и море Баффина, открывающийся по мере глобального потепления вдоль побережья Аляски, Канады и Гренландии. До конца ХХ века единственным трансатлантическим путем в Арктике был Северный морской путь, контролируемый СССР, а затем Россией. Однако по мере таяния льдов из-за глобального потепления новый маршрут может стать альтернативой не только Севморпути, но и традиционным трансокеанским маршрутам. В течение 2007-2008 годов вода в Северо-западном проходе, контролируемом Канадой, почти полностью оттаяла, и в течение нескольких недель проход был полностью судоходным – впервые за всё время ведения исследований. Канада ещё в начале 70-х объявила Северо-западный проход частью своих внутренних вод. США претендуют на прибрежную полосу в 200 миль и оспаривает право Канады пользоваться Северо-западным проходом как своими внутренними водами (между тем тысячи островов по обе стороны прохода принадлежат не кому иному, как Канаде). Американцы говорят, что проход должен быть объявлен международным, так как он удовлетворяет определению: водный путь, соединяющий друг с другом участки открытого моря или же эксклюзивные экономические зоны. При этом Оттава и Копенгаген могут стать союзниками Москвы в борьбе против установления американской гегемонии в Арктике.
***

Пока в Арктике мир, но долго ли так будет, сказать никто не может. Администрация США ещё с полгода назад предупредила о возможности конфликта вокруг природных ресурсов и «земель» Арктики, которые в последние месяцы стали объектом притязаний сразу нескольких государств — России, Норвегии, Дании и Канады. Документ «Стратегии сотрудничества по военно-морским силам XXI века» — является концептуальным планом развития США как военно-морской державы. Будущую ситуацию в Арктике авторы документа включили в список «вызовов новой эры», к которым США необходимо быть готовыми. США будут по-прежнему использовать свои ВМС для демонстрации военной мощи и давления на те государства, политика которых не устраивает Вашингтон. В этом состоит одна из целей новой американской военно-морской стратегии.

Во времена «холодной войны» Арктика представляла для великих держав стратегический интерес. Маршрут через Северный полюс был самым коротким путем от США до Советского Союза — то есть идеальным для стратегических бомбардировщиков и баллистических ракет. Позднее Арктика стала интересна для подводных лодок, которые под покровом льда могли приблизиться к берегу гипотетического противника. Только весьма негостеприимная природа мешала массовому размещению здесь военных баз. Но военную составляющую сыграет площадь арктических льдов, которые будут неуклонно сокращаться и к 2050 году они станут на 30% тоньше, а их объем уменьшиться за это время на 15-40%2. Благодаря этому военно-морские силы получат возможность действовать в Арктике на протяжении значительной части года.

Вопросы политические, военные, юридические, торговые тесно сплетены здесь с экономическими. XX век закончился окончанием «холодной войны», XXI век начнётся войной за Арктику. Не дожидаясь, пока начнут обостряться отношения между восемью окружающими Арктику странами – Канадой, Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией, Россией, Швецией и Соединенными Штатами, – следует ввести в отношении Арктики всеобщий режим, обеспечивающий всем равный доступ к её ресурсам, наподобие Договора об Антарктике 1959 года. Все арктические страны связаны Договором о морском дне 1971 года, который запрещает размещать оружие массового поражения на морском дне за пределами 12-мильной прибрежной зоны. Семь из восьми стран также связаны положениями Конвенции ООН по морскому праву, которой регулируются территориальные споры в этом богатом природными ресурсами регионе (США данную Конвенцию не ратифицировали!). Все восемь стран уже около десяти лет неплохо сотрудничают в рамках Арктического совета – особенно по вопросам охраны окружающей среды. Однако на Севере появляются признаки возобновления военной активности атомных подводных лодок, патрульных самолетов и средств разведки, строятся базы, проводятся учения с большим количеством военнослужащих. Заключение Арктического договора, затрагивающего территории стран-членов НАТО и России, будет очень сложной задачей. На долю двух стран России и США приходятся 95% от 26 тыс. единиц ядерного оружия, существующего в мире.3
***

Дания собрала 27-29 мая 2008 года главных арктических соседей на Конференцию по Северному Ледовитому океану в небольшом гренландском городке Иллулиссат. Кроме хозяек (Дания/Гренландия) сюда прибыли министры иностранных дел России, США, Канады и Норвегии. Все сейчас согласны с тем, что время узаконить претензии выходящих к Арктике стран уже настало. По итогам этого международного форума была принята декларация, призванная направить в конструктивное русло возможные дискуссии о территориальной принадлежности того или иного арктического района. По сути, государства взяли на себя обязательства не обострять конфликт, который вызван объективными противоречиями между «арктическими» странами. Арктика до сих пор остаётся, по сути, «ничейной землей», куски которой тем не менее периодически подвергаются самозахвату. Арктическая «пятерка» (Россия, Канада, США, Дания и Норвегия) вполне в состоянии разработать свод общих правил, которые в этом случае придётся принять всем остальным. Было бы вернее, вместо бесплодных попыток раздела арктической пустыни, договориться о её совместном использовании.

23 июля 2008 года было опубликовано весьма серьёзное исследование геологической службы США (USGS)4, возможно, наиболее авторитетной геологической службы мира, посвященное оценке перспективных запасов нефти и газа в Арктике. Наверное, это самое компетентное и подробное из имеющихся на сегодняшний день исследований. Исследование нефтегазовых ресурсов Арктики подтвердило несколько давно известных истин. Арктика вовсе не так богата запасами нефти: предполагаемые неоткрытые запасы нефти составляют всего около 90 млрд. баррелей, или примерно 7% доказанных мировых запасов нефти. Это эквивалентно, например, нефтяным запасам Венесуэлы, но втрое меньше известных нефтяных запасов Саудовской Аравии. К тому же эти запасы не сконцентрированы в одном месте, а разбросаны по различным регионам Арктики (примерно треть из них находится на Аляске). Основные запасы Арктики — вовсе не нефть, а природный газ. Здесь, по оценкам американских геологов, сосредоточено около 47 млрд. кубометров неоткрытых газовых запасов, что составляет примерно 26% доказанных мировых запасов газа.

Итак, Арктика – кладовая не столько нефти, сколько газа. Это многое меняет, поскольку напряжённость с запасами газа в мире значительно ниже, чем с запасами нефти. Та часть Северного Ледовитого океана, на которую в последнее время громко претендует Россия, – хребет Ломоносова и вообще вся центральная глубоководная часть Арктики с так называемыми абиссальными (провальными) равнинами и срединными океанскими хребтами – практически бесперспективна с точки зрения наличия возможных запасов нефти и газа. Основная часть запасов сосредоточена в прибрежной зоне континентального шельфа, причем более 70% оцениваемых неоткрытых запасов природного газа – всего в трех бассейнах: Западно-Сибирском (40%), Восточно-Баренцевом (19%) и Аляскинском (13%).

У России в Арктике есть проблемы посерьёзнее претензий на бесперспективный хребет Ломоносова и подачи заявок в ООН на отнесение к нашей юрисдикции глубинных районов Ледовитого океана. Вот уже около 40 лет у нас существует неурегулированный спор с Норвегией по вопросу делимитации морских границ в Баренцевом море, и последние раунды диалога по этой проблеме, состоявшиеся летом 2008 года, показали полное отсутствие прогресса в переговорах. Между тем спорная зона Баренцева моря как раз богата нефтью и газом. С точки зрения российских экономических интересов в Арктике приоритетной задачей представляется концентрация усилий именно на поиске решения проблемы раздела спорных районов Баренцева моря (или их совместного освоения) с Норвегией, а вовсе не беготня по поводу раздела мифических «ресурсов» глубоководной Арктики.

_________________
1 США и Канада мирятся, чтобы дать отпор российским претензиям в Арктике (Financial Times) www.ammowebshop.com/britan/SShA-i-Kanada-mirjatsja-chtoby-dat-otpor-rossiisk

2 Пентагон начал подготовку к войне за Арктику // mobinews.nnm.ru/pentagon_nachal_podgotovku_k_vojne_za_arktiku

3 Пусть Арктика будет свободной от ядерного оружия («The International Herald Tribune», США). www.inosmi.ru/translation/240441.html

4 Раздел арктического мифа. http://sport.gazeta.ru/column/milov/2807355.shtml

_________________

Анатолий ЦЫГАНОК — полковник, руководитель Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военных наук

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *