Сырьевой вояж китайского председателя

Фонд стратегической культуры: 17 февраля завершил своё традиционное большое зарубежное турне председатель КНР Ху Цзиньтао. На этот раз он посетил Саудовскую Аравию, Мали, Сенегал, Танзанию и остров Маврикий. Как показывает география маршрута, китайский лидер побывал в тех странах, которые интересуют Китай, прежде всего, в качестве поставщиков сырья, столь необходимого для развития мощнейшей экономики в мире.

Опасаясь «перегрева» своей экономической машины, Пекин давно вынашивает планы смещения хозяйственной политики в сторону роста внутреннего потребления. Похоже, что глобальный финансовый кризис только благоприятствует реализации этой стратегии. Китайское правительство выделило почти 600 млрд. долларов на создание инфраструктуры, строительство доступного жилья, развитие аграрного сектора и внедрения новых технологий в производстве. Кроме того, Китай стал создавать запасы сырья, прежде всего цветных металлов: меди, цинка и алюминия. Это решение объясняется следующим образом. На протяжении нескольких предыдущих десятилетий КНР активно использовала собственные недра, чтобы обеспечить высокий уровень производства. Теперь китайские предприятия должны работать на импортном сырье. Согласно провозглашённой стратегии, в качестве первого шага Пекину необходимо укрепиться на старых сырьевых рынках и выходить на новые.

Повестка визита в Саудовскую Аравию, которая является основным экспортёром нефти в КНР, была весьма обширной и, как это свойственно китайской дипломатии, сугубо экономически направленной, без политической риторики, казалось бы, столь естественной на Ближнем Востоке. В Эр-Рияде Ху Цзиньтао договорился с Абдаллой ибн Адбель Азизом о координации усилий по выходу из кризиса, совместной защите от финансовых рисков, укреплении торговых отношений. Однако главным предметом переговоров стало обсуждение значительного увеличения объемов поставок саудовской нефти в КНР. По сведениям саудовских СМИ, в результате состоявшихся переговоров в этом году «экспорт саудовской нефти в Китай значительно возрастёт». Уже в 2008 году поставки саудовской нефти Китаю выросли на 40% и составили около 36 млн. тонн. Королевство обеспечивает сейчас пятую часть всех потребляемых в КНР нефтепродуктов. Ху Цзиньтао пообещал, что китайское правительство будет поощрять ещё большее число китайских предприятий участвовать в строительстве инфраструктурных и других объектов в Саудовской Аравии. Если китайской делегации действительно удалось достичь понимания с лидерами саудовского нефтяного королевства, то это значит, что Пекин, обеспечив себе мощный нефтяной тыл, сможет более уверенно вести переговоры с другими поставщиками «чёрного золота». Ведь от принципа диверсификации своих внешних энергетических рынков в Китае отказываться не собираются.

Весьма вероятно, что «саудовский сценарий» уже принёс результат. По крайней мере, переговоры о предоставлении китайской стороной кредита на сумму 25 млрд. долларов российским компаниям «Роснефть» и «Транснефть» успешно завершились спустя всего несколько дней после того, как председатель Ху покинул гостеприимный Эр-Рияд. Нельзя не вспомнить, что переговорный процесс, начавшийся осенью 2008 года, шёл тяжело, — Пекин и Москва долго не могли договориться по условиям предоставления кредита, рассчитываться за который РФ теперь будет нефтью. Условия соглашения обнародованы не были, но и так ясно, что «Роснефти» и «Транснефти» деньги нужны здесь и сейчас, а в период кризиса Китай, с его золотовалютным запасом почти в 2 трлн. долларов, стал едва ли не единственным в мире серьёзным кредитором. Строительство ответвления от ВСТО в стороны Китая начнётся незамедлительно, в апреле — мае 2009 года, и закончится в середине 2010 года, чтобы уже с 2011 года начать поставлять соседям по 15 млн. тонн нефти ежегодно.

Саудовская Аравия открывала зарубежное турне главы КНР. Далее он направился в Африку. Этот континент для Ху Цзиньтао — словно земля обетованная. За 10 лет он посетил его целых 6 раз: дважды в должности заместителя председателя КНР и четырежды в ранге главы государства. Благодаря этим поездкам товарооборот между Китаем и Чёрным континентом в прошлом году увеличился до $107 млрд., прежде всего за счёт инвестиций КНР в добычу полезных ископаемых. Частые визиты в Африку китайского лидера подчеркивают интерес Пекина к этому региону. Не удивительно, что примерно треть нефтяного импорта Китая идёт из Африки, а два года назад Ангола лидировала среди поставщиков «чёрного золота» в КНР. Другим крупным партнером в этой сфере является Судан. Это страна, как и прилегающий к ней регион Африканского Рога, привлекшие к себе внимание благодаря сомалийским пиратам, является приоритетным направлением экономической дипломатии Пекина. В 2008 году торговый оборот Китая и африканских стран вырос на 45%, составив 107 млрд. долларов.

Государства, в которых побывал в этот раз Ху Цзиньтао, сильно различаются как по уровню развития, так и по уровню влияния на них Китая. Например, Танзанию связывают давние узы дружбы с КНР. Именно Поднебесная является основным направлением танзанийского экспорта, который в основном состоит из золота. По итогам встречи в Дар-эс-Саламе Китай предоставил Танзании субсидию в размере 20 млн. долларов, которые пойдут на развитие сельского хозяйства и системы коммуникаций.

Оставаясь беднейшей страной региона, по уровню добычи золота на континенте Мали уступает лишь ЮАР и Гане. Не имеющий подобных природных запасов Сенегал, наоборот, является одной из самых развитых государств Западной Африки. Объединяет их одно – китайское присутствие там на данный момент не слишком велико. Похоже, Пекин уже готов закрыть этот пробел. В Мали китайские строительные компании в скором времени начнут возводить мост через реку Нигер, длиною 2,6 км и стоимостью 75 млн. долларов, а вклад в развитие инфраструктуры Сенегала составит 90 млн. долларов. При этом китайские добывающие компании приглашены провести геологическую разведку малийских недр, а сенегальский арахис скоро будет продаваться во всех магазинах Поднебесной. Маврикий интересует КНР, прежде всего, своим удобным для работы зарубежных торговых компаний законодательством и прекрасными рекреационными ресурсами.

И всё же не только выгодные контракты свидетельствуют об успешности африканской поездки Ху Цзиньтао. Включив в свою поездку наименее развитую на сегодня часть света, Чёрную Африку, и легко расставшись почти с 200 млн. долларов, китайский лидер продемонстрировал не только финансовое, но моральное превосходство над Западом. Пока США и Евросоюз ломают голову над поисками выхода из экономического кризиса и латают дыры в бюджетах, Пекин, пользуясь случаем, активизирует свою внешнюю политику. При этом для многих стран мира преимущества сотрудничества с прагматичным Китаем очевидны: ни идеологии, ни политики. К слову, пока руководитель китайского государства посещал Африку, два высокопоставленных чиновника, заместитель председателя КНР Си Цзиньпин и вице-премьер Госсовета КНР Хуэй Лянюй, гостили в Латинской и Южной Америке и заодно заручились гарантиями президента Венесуэлы Уго Чавеса по поводу стабильности нефтяных поставок. Руководствуясь стратегией «мирного восхождения» и принципами «soft power», КНР делает широкий шаг к очевидному глобального лидерству. И в отличие от сверхдержав вчерашнего дня делает это не агрессивно, а при опоре на экономическое и финансовое сотрудничество.
______________

Роман ТРОМБЕРГ — аспирант Центра Энергетических Исследований ИМЭМО РАН.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *