Призрак европейской энергополитики

энергетикаРОСБАЛТ: Разногласия между богатым Западом Европы и бедным Востоком обостряются в условиях кризиса. Восточноевропейским странам не удается переложить на западных соседей бремя расходов по пресловутой энергобезопасности. О единой энергетической политике ЕС говорить пока не приходится.

На днях выяснилось, что богатые страны Евросоюза не поддерживают пакет предложений Еврокомиссии по энергетике. Напомним, после очередной январской «газовой войны» между Россией и Украиной глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил о необходимости масштабных инвестиций в энергопроекты ЕС. Для этого Еврокомиссия предложила использовать средства из бюджета ЕС, оставшиеся неизрасходованными в 2008 году — речь шла о сумме в 3,5-3,75 млрд евро. Предполагалось также направить 1,5 млрд евро на развитие Интернета и экологические проекты в сельской местности. По мнению еврочиновников, это могло бы дать определенный импульс к развитию экономик стран-членов ЕС в условиях кризиса.

В рамках «энергетического пакета» планировалось выделить средства на строительство газопровода «Набукко», а также профинансировать целый ряд энергетических проектов отдельных стран. Правда, при этом государствам, больше всего пострадавшим в ходе «газовой войны» – таким, как Болгария и Словакия – досталось бы меньше всего средств. Болгарии предполагалось выдать около 20 млн евро, а Словакии – 25 млн (на строительство газопроводов в Грецию и Венгрию соответственно). Обделенными оказались бы и страны Западной Европы, чьи неизрасходованные деньги делила Еврокомиссия: Франция, Великобритания и Италия получили бы всего по 100 млн евро.

Больше всего средств планировалось выделить Польше, которую российско-украинский конфликт почти не затронул. Предполагалось инвестировать в переоснащение крупнейшей польской электростанции, работающей на угле, а также строительство газопровода из Норвегии. Кроме того, Польша получила бы деньги на создание терминала по переработке сжиженного газа и реализацию совместного с Германией проекта по запуску новых ветровых электростанций. В целом польская доля в «энергетическом пакете» Еврокомиссии составила бы около 780 млн евро.

Инициатива Баррозу с самого начала встретила серьезные возражения. Юридическая служба Совета ЕС стала настаивать на том, что у Еврокомиссии просто нет полномочий, чтобы совершать подобные действия. Кроме того, указывалось, что бюджет ЕС рассчитан на 2007-2013 годы, поэтому трудно оперировать средствами в рамках одного года.

Эффективность предложений Еврокомиссии в контексте борьбы с кризисом также вызвала сомнения: высказывалось мнение, что для противостояния глобальному экономическому спаду необходимы меры немедленные, а не нацеленные на реализацию в течение нескольких лет.

Представители некоторых стран ЕС заявили, что энергопроекты и так имеют приоритет (на их реализацию выделяются средства из национальных бюджетов), в связи чем финансирование со стороны ЕС было бы разумнее направить на другие цели. Прозвучали претензии и непосредственно к концепции пакета мер в сфере энергетики. В частности, как заявил министр экономики Германии Карл-Теодор Гуттенберг, предложения Еврокомиссии – это набор пожеланий стран-членов ЕС, но никак не ряд подлинно общеевропейских проектов.

Многие западноевропейские страны-доноры выразили принципиальное недовольство подходом Еврокомиссии к распределению средств. Они настаивали на увеличении собственной доли инвестиций — соразмерно взносам в бюджет ЕС. Некоторые даже заговорили о желании вернуть неизрасходованную часть своих вкладов.

При этом беднейшие страны ЕС тоже почувствовали себя обделенными. По словам одного из болгарских чиновников, София «не видит никакой солидарности, никакого баланса, никакой политической линии» в предложениях Еврокомиссии.

Встретившись с таким мощным отпором, Еврокомиссия предложила новый, откорректированный план. Франции и Италии было выделено больше денег на борьбу с эмиссией углекислого газа. Финансирование проектов в Германии, Великобритании, Голландии, Испании и Польше, напротив, было решено сократить. Кроме того, предлагается на 20% урезать финансирование «Набукко».

Однако негативное отношение к идее Еврокомиссии со стороны влиятельных членов ЕС не изменилось, и западноевропейские страны-доноры практически похоронили смелый план Баррозу. Чехия, председательствующая сейчас в Евросоюзе, попыталась сделать хорошую мину при плохой игре. Как сообщил чешский вице-премьер Александр Вондра, «нужна дополнительная работа, чтобы скорректировать список (инфраструктурных проектов)». Однако канцлер ФРГ Ангела Меркель, похоже, забила последний гвоздь в гроб планов Еврокомиссии, заявив, что помощь ЕС не должна заменять частные инвестиции.

Симптоматично, что один из дипломатов стран ЕС назвал пакет предложений Еврокомиссии иллюзией. Также не менее призрачной, из-за разницы интересов и подходов, остается общеевропейская энергетическая политика. Как, впрочем, и шансы бедных восточноевропейцев поправить свои дела за счет западных партнеров по блоку.

Алексей Тимофеев

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *