Российский газовый рычаг в Европе — проблема для США

EnergyLand:  «Россия думает, что тот факт, что европейские страны и бывшие советские республики все еще находятся в сильной зависимости от российского монополиста «Газпром», предоставляет ей политические и экономические рычаги влияния», — заявил директор национальной разведки США Деннис Блэр (Dennis Blair).

Об этом глава американской разведки, составляя список мировых угроз и вызовов, заявил сенатскому комитету месяц спустя после январского газового спора между Россией и Украиной.
Введя свои войска на территорию Грузии в августе 2008 года, Россия усилила свой контроль над «энергетическим коридором», связывающим Каспийский регион с Европой, пишет французская газета «Le Monde». Российские войска с тех пор укрепили свои позиции в районе Южной Осетии, в нескольких десятках километров от места прохождения стратегического трубопровода, соединяющего Азербайджан и Турцию. Начиная с 1990-х годов, вокруг этого трубопровода строится американская стратегия, направленная на то, чтобы открыть дорогу углеводородам из Средней Азии в Европу, в обход, как России, так и Ирана.
Вполне логично, что проблемы энергетических маршрутов, Грузии и Украины включены в общее уравнение. Эти вопросы могли бы быть затронуты в ходе визита Барака Обамы в Турцию, которая является важной транзитной страной. Соединенные Штаты поддерживают европейский проект строительства газопровода Nabucco, проходящего по территории Турции, однако реализация этого проекта сталкивается с многочисленными проблемами, в том числе связанными с теми требованиями, которые выдвигает Анкара.
Январское прекращение поставок газа повлекло за собой для «Газпрома» упущенную выгоду в размере примерно 2 миллиардов долларов (стоимость газа, не поставленного на Украину и в европейские страны). Если прибавить к этому 700 миллионов долларов, недополученные российским бюджетом в виде налогов, то станет ясно, что Кремль понес весьма значительные потери. В особенности в контексте финансового кризиса, который страна переживает с осени 2008 года.
Российско-украинские соглашения, заключенные по итогам этого конфликта, стали для прозападного украинского президента Виктора Ющенко сильным политическим и финансовым ударом. Москва, по всей видимости, параллельно продолжала проводить стратегию, направленную на получение контроля над украинской газотранспортной системой. Поэтому она и была так возмущена, когда Европейский Союз решил способствовать модернизации этой инфраструктуры.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *