Газовая игра: расстановка сил в ней вновь изменилась

EnergyLand: На фоне разговоров о том, что если подписанный в Москве между ГНКАР и «Газпромом» меморандум будет реализован, то Россия сможет «похоронить» проект Nabucco, гром грянул на газопроводе «Средняя Азия — Центр», по которому из Туркменистана в Россию поставлялся ключевой для «Газпрома» газ.

В Ашхабаде обвиняют во взрыве Москву, пишет американское издание «Эхо». МИД Туркменистана указывает, что Туркменистан не является основным виновником аварии на газопроводе «САЦ-4» на территории республики, так как российская сторона своевременно не предупредила газотранспортные структуры страны о сокращении отбора газа. «Письмо компании «Газпромэкспорт», поступившее туркменской стороне к концу дня 7 апреля, не может рассматриваться в качестве предварительного уведомления, т.к. уже 8 апреля в 11 часов утра началось резкое сокращение объемов получаемого российской компанией газа», — отмечает МИД республики.
«Общеизвестно, что любым действиям, связанным с изменением объемов пропуска природного газа через магистральные трубопроводы в значительных объемах, предшествует оповещение об этом партнеров как минимум за одну неделю», — подчеркивает внешнеполитическое ведомство Туркменистана. «Это в первую очередь связано с необходимостью проведения соответствующих мер по подготовке газовых скважин и всех элементов газотранспортной инфраструктуры к изменению их технологического режима работы. Игнорирование данных обстоятельств в подавляющем большинстве случаев приводит к авариям и остановке функционирования всей трубопроводной сети. Именно это и произошло в ночь с 8 на 9 апреля с.г. на участке газопровода «САЦ-4″ на территории Туркменистана», — поясняется в сообщении.
Теоретически, конечно, в самом факте дискуссии на тему «кто виноват» как бы нет ничего неожиданного. Однако вовлечение МИД в «газовый спор» само по себе не оставляет сомнений, что речь идет о проблемах политических, а не «газотехнических». Той же версии придерживается и «Время новостей»: «Решение туркменской стороны связать аварию со снижением объемов поставок, очевидно, вызвано политической ситуацией. Когда же в дело замешана большая газовая политика, выяснить, что именно случилось на участке газопровода «САЦ-4» между компрессорными станциями «Ильялы» и «Дарьялык», сложно. Между Москвой и Ашхабадом идет масштабный торг о перспективах сотрудничества в добыче и транспортировке «голубого топлива». И после телефонной беседы лидеров можно было ожидать активизации переговоров на уровне правительства и «Газпрома». Вместо этого, по сведениям, получаемым «Временем новостей» из Ашхабада, там в экстренном порядке в условиях строгой секретности проходят совещания всех руководителей газовой отрасли Туркменистана, в которых принимает участие глава государства.»
Учитывая чрезвычайную закрытость туркменского общества, о том, что именно обсуждается на этих совещаниях, можно только догадываться. Однако не следует забывать, что в Ашхабаде уже не в первый раз пытаются избавиться от монопольной зависимости от российской газовой «трубы» и диверсифицировать собственный газовый экспорт. Более того, недавние переговоры президентов двух стран — Медведева и Бердымухаммедова — вопреки ожиданиям Москвы, не завершились подписанием соглашения по экспорту газа. Стороны «выразили намерение» это соглашение подписать, но, как шутят адвокаты, в каждом каштане сокрыто каштановое дерево, но, упаси вас Бог, утверждать, что каштан — это уже дерево. Так или иначе, полной уверенности, что туркменский газ у «Газпрома» «в кармане», сегодня уже нет.
И вполне возможно, что во взаимоотношениях с Ашхабадом Москва допустила ту же ошибку, что и ранее в случае с Украиной. Где подписанное в Брюсселе соглашение между Украиной и Евросоюзом о модернизации украинской газотранспортной системы тоже ознаменовало собой весьма обидный для России провал, причем по нескольким направлениям. Как указывает немецкое русскоязычное издание «Русская Германия», на которое, в свою очередь, ссылается портал «ИноСМИ», «в марте 2009 г. Европейский союз совершил маневр, напоминающий ошеломительный ход Сталина в августе 1939-го: одним ловким соглашением перенес свои границы на семьсот километров восточнее. Такого рывка не ожидал никто, и, прежде всего, Россия». «Конечно, этот факт исчерпывающим образом свидетельствует о качестве работы российских спецслужб, предпочитающих, вероятно, контроль за подачей чая в Лондон наблюдению за подачей газа через Киев, — иронизирует газета. — Возможно, все дело в том, что Украина по-прежнему представляется околокремлевской элите лишь трубой, на которой Россия «играет газ» для Европы».
В Киеве, однако, повели свою самостоятельную игру и просто сравнили предложения России и Европы по модернизации украинской ГТС. «Газпром» предлагал модернизировать ГТС примерно за 30 миллиардов долларов, в то время как брюссельские эксперты назвали другие цифры — примерно два с половиной миллиарда. «Пожалуй, еще никогда в новейшей истории разница взглядов Запад — Восток не получила столь яркого и осязаемого выражения. Украинские эксперты (тоже, вероятно, сквозь зубы и скрепя сердце) под убийственным взглядом неукротимой Юлии плюнули вслед уходящей натуре откатной экономики и цифру эту… подтвердили», — замечает издание. В результате, по мнению газеты, «как только брюссельские протоколы вступят в силу, ЕС вправе покупать российский газ не на западной границе Украины, как все последние годы, а на восточной ее границе с РФ.» Что коренным образом меняет расстановку сил: «Ведь одно дело показать через трубу козу Киеву и совсем другое — Брюсселю. Пусть там символом города и считается знаменитый Писающий мальчик, но ведь в ЕС входят и столицы, чьи тотемы не страдают недержанием мочи в момент опасности…» Проще говоря, страны, которые «Газпром» рассматривал как «резервуар» (Туркменистан), и «трубы» (Украина) теперь начали свою игру. К чему Москва оказалась совершенно не готова.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *