Ю.Сигов: Странам ЦА региона нет смысла вступать ни в нефтяной, ни в газовый международный картель

Ю.Сигов: Странам ЦА региона нет смысла вступать ни в нефтяной, ни в газовый международный картель CA-News: А многочисленные пересуды на тему возможности вступления Казахстана в Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК), а Туркменистана и Узбекистана — присоединения к форуму государств-экспортеров природного газа имеют под собой чисто политической подтекст, и ничуть не принимают во внимание экономических выгод регионального «энергетического эгоизма».

Уже давно идут разговоры о том, что для поддержания высоких мировых цен на нефть и газ крупнейшим экспортерам этого вида сырья стоило бы действовать сообща, и диктовать всем остальным выгодные для себя правила игры в «большую энергетику». Однако в той же нефтяной ОПЕК значительное число стран, располагающих крупными запасами «черного золота», в нее не входят (среди них — Казахстан), что заведомо обрекает любую идею искусственно повышать цены на «черное золото», сокращая его добычу, на неудачу.

Не вступая в ОПЕК, Казахстан даже в кризисные времена наращивает добычу нефти. И даже при условии, что цены на нее далеко от прошлогодне-заоблачных (сейчас они меньше в два раза), страна все равно имеет возможность пополнять свой бюджет, не подчиняясь решениям крупнейших мировых экпортеров, завязанных на заранее согласованных квотах добычи.

Одновременно с этим Казахстан имеет возможность наращивать экспорт нефти по всем основным направлениям — как по российским трубопроводам, так и в направлении Китая, а также через Каспийское море в Азербайджан, Турцию и далее — на европейские рынки. Будучи в рядах ОПЕК, Астана сразу же лишится многих выгодных для себя экспортных раскладов, и при всей своей внешнеполитической многовекторности будет вынуждена подчиняться решениям таких «нефтяных боссов», как Саудовская Аравия и Иран.

Показательно, что ОПЕК уже делала Казахстану предложение относительно вступления в ее ряды, но в Астане решили, что даже без возможности как-то влиять на процесс формирования мировых цен на нефть изнутри этой организации, вступать в нее все же преждевременно.

Аналогичная ситуация складывается и с добычей газа, а также вероятностью вступления Туркменистана и Узбекистана в ряды членов так называемого форума газовых экспортеров. Сформированный еще в декабре прошлого года этот «газовый форум», участниками которого на сегодняшний день являются 17 стран (из которых 6 соглашение о создании форума не подписали) до сих пор реально не только не влияет на мировые газовые ценовые расклады, но и толком не определил приоритеты своей практической, а не декларативной деятельности.

Туркменистан пока в работе этого форума вообще не принимает участия (и это при том, что запасы голубого топлива в республике — четвертые по величине в мире). А Казахстан присылает на заседания форума своего наблюдателя (также своего наблюдателя в этой структуре имеет Норвегия, а из стран СНГ только Россия стала не только одним из участников форума, но и претендует на ведущие в нем роли).

По началу организаторы газового форума, прозванного по аналогии с нефтяным «газовой ОПЕК» (а среди ее основных организаторов были Россия, Иран и Катар — три крупнейших мировых газовых экспортеров) намеревались посредством единого газового механизма переговоров фактически диктовать рынку цены на «голубое топливо», и тем самым жестко использовать в случае необходимости «газовый рычаг» для решения различных политических проблем.

Однако подобная перспектива встать у «мировой газовой заслонки» не прельстила ни Астану, ни Ашхабад (по крайней мере на данном этапе). Во первых, пока страны — экспортеры газа, ставшие членами форума, не в состоянии согласовать ни объемы добычи газа, ни цены на него на различных рынках.

А во-вторых, как такового газового рынка в мире (в отличии от нефтяного) на сегодня не существует. Чем тот же Туркменистан умело пользуется, назначая отпускные цены на тысячу кубометров газа исходя из важности для себя того или иного партнера, его кредитоспособности, а также возможности с помощью газового экспорта решать важные для своей собственной экономики вопросы (прежде всего- получение иностранных инвестиций в энергетический сектор).

Напомню, что впервые министры энергетики стран, экспортирующих природный газ, собрались еще в 2001 году в столице Ирана Тегеране. Именно тогда обсуждалась идея не просто создания некоего международного газового концерна, но и включения в него в отличии от нефтяной ОПЕК всех крупнейших в мире экспортеров «голубого топлива».

Между тем с тех пор ничего существенного за исключением мало к чему обязывающих министерских саммитов для создания «газовой ОПЕК» так и не было сформировано. Нет никаких совместных действий со стороны ведущих газоэкспортеров на международных рынках, как и не достигнуто никаких совместных договоренностей относительно координации объемов добычи ведущими поставщиками газа в Европу, Северную Америку и на Дальний Восток.

Тем временем и Туркменистан, и Узбекистан самостоятельно — и весьма успешно для себя решают вопросы и с работой на разнообразных газовых рынках (в том числе — по прокладке альтернативных имеющимся трубопроводов, ведущих в Китай, Иран и через Каспий), и с формированием цен для своих основных клиентов (включая Россию, Китай и Иран).

Поэтому пока и Казахстану в нефтяном экспорте, и Туркменистану с Узбекистаном — в газовом не имеет смысла присоединяться к международным структурам, формирующим (или пытающимся делать это) мировые цены на энергоресурсы. И если на нефтяном рынке страны ОПЕК частично в состоянии влиять на стоимость барреля «черного золота», то в газовом экспорте и Ашхабад, и Ташкент еще длительное время смогут сами контролировать свои условия и по объемам добычи газа, и по его закупочным ценам.

Юрий Сигов, из Вашингтона, специально для СA-News

CA-NEWS (TM) — Эффективный «энергетический рычаг», которым располагают Туркменистан, Казахстан и Узбекистан, не имеет смысла отдавать под контроль международным нефтяным и газовым образованиям.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *