«Холодная война» в Арктике («The Times», Великобритания)

ИноСМИ: Резкое изменение климатических условий в Арктике, личным свидетелем которого на этой неделе стал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (и его это «встревожило»), грозит всему прочему миру не только экологической катастрофой, но и напряженнейшей политической борьбой между правительствами стран, соперничающих за ресурсы региона.

«Арктическая пятерка» — США, Россия, Норвегия, Канада и Дания (владеющая Гренландией) — активно стремится закрепить за собой права на спорные части последней оставшейся на планете неосвоенной территории, на которую ранее никто и не претендовал. Частично это объясняется тем, что из-за сокращения площади ледяного покрова открылись для эксплуатации громадные предполагаемые запасы нефти — возможно, они составляют до 13 процентов неразведанных мировых запасов нефти и до 30 процентов неразведанных запасов природного газа.

На данный момент эксплуатация большей части этих запасов коммерчески не выгодна: так, российский газодобывающий комплекс «Штокман», равно как и норвежский центр нефтедобычи «Голиаф» (оба — в Баренцевом море), оказались исключительно дорогостоящими проектами и к тому же балансируют на грани технически возможного. Тем не менее, руководству стран «арктической пятерки» известно, что в ближайшие десятилетия новые достижения техники вполне могут сделать возможным то, о чем сегодня можно только мечтать. Ведь недавно сегодняшние экспедиции на дно Северного Ледовитого океана и другие подобные действия тоже казались пустой фантазией.

Площадь ледяного покрова, ныне достигшая среднегодового минимума, сейчас намного меньше, чем тридцать лет назад, так что фантазиями эти разговоры назвать уже нельзя. Рекордный минимум был достигнут в сентябре 2007 года; тогда весь Cеверо-Западный проход был очищен ото льда, и ходили слухи, что к 2030 году такое случится со всем Северным Ледовитым океаном.

Даже оставляя в стороне вопрос природных ресурсов, в сопредельных странах прекрасно осознают, что исчезновение ледяного покрова с поверхности Северного Ледовитого океана может иметь далеко идущие, даже тревожные стратегические последствия. Россия, давно и всерьез обеспокоенная проблемами национальной безопасности, сейчас стоит перед перспективой открытия «четвертого фронта»: враждебное государство сможет провести флот через Северный полюс и ударить по расположенным вдоль северного побережья военно-морским базам и важнейшим месторождениям нефти и газа.

То же самое можно сказать и о Соединенных Штатах Америки, которым тоже придется как-то справляться с перспективой появления иностранных судов — а может, и военных кораблей — у берегов Аляски, вблизи нефтяного месторождения Прудо-Бэй и важнейших прибрежных радаров. Гренландия и Исландия также имеют громадное стратегическое значение, так как ими контролируются важнейшие трансатлантические маршруты.

Из-за этих двух проблем — природных ресурсов и безопасности — вскоре усугубятся разногласия по важнейшему политическому вопросу: кто главный?

До недавнего времени Северный Ледовитый океан мало интересовал правительства сопредельных стран по той простой причине, что там слишком суровые природные условия, чтобы интересоваться им имело смысл. Но теперь пять стран выдвигают претензии на части «ничьей воды», окружающей Северный полюс. С юридической точки зрения разделить ее можно двумя способами, причем невозможно сказать, который из них — «правильный». Исторически сложилось, что специалисты по международному праву склоняются к разделению территории по прямым линиям, соединяющим границы государств с центральной точкой (с полюсом), как при нарезке пирога. Подобный метод предпочтителен для США и Норвегии, но прочие страны «пятерки» настаивают на разграничении по «медианному» принципу равной удаленности; при таком подходе Канада и Дания получат до 350 миль «внешнего континентального шельфа».

Еще дальше на юг находятся другие спорные территории; многие из них богаты энергоносителями. Россия и Норвегия претендуют на одни и те же части Баренцева моря, Канада и Дания — на остров Ганса (у берегов Гренландии), а Канада и США спорят из-за стратегически важного участка в море Бофорта. Эти конфликты, вероятно, будут разрешены мирно, но любые международные трения с участием России легко могут перерасти в прямую конфронтацию.

Роджер Ховард — автор книги «Золотая лихорадка в Арктике, или Новая гонка за ресурсы завтрашнего дня»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *