Эксперт: Косовский вопрос самым непосредственным образом связан с энергетическими проектами

«Нефть России»: Специалист по теневой политике Запада Николас Хаггер считает, что косовский вопрос самым непосредственным образом связан с энергетическими проектами. По его мнению, существует план по перекачке каспийской нефти через Косово к Адриатическому морю, откуда ее танкерами можно поставлять на западноевропейские рынки, — пишет «Красная звезда» в статье «Зачем Вашингтону Косово?».

Известно, что с 2001 года ведется работа по прокладке 920-километрового трансбалканского нефтепровода. По замыслу устроителей этого проекта, бакинская нефть должна поступать в порт Супса на берегу Черного моря, танкерами перевозиться в болгарский порт Бургас, откуда через территорию бывшей Югославии (Македонию и Косово) — в албанский порт Влора. По нефтепроводу планируется перекачивать до 750.000 баррелей в день. С албано-македонско-болгарской компанией АМВО, принадлежащей США и строящей этот нефтепровод, сотрудничают все нефтяные гиганты, в том числе Texaco, Chevron, Exxon, Mobil, BP.

Уже после объявления независимости Косово международный консорциум в составе фирм Италии, США, Великобритании и Албании объявил о скорой доработке проекта нефтепровода Адриатика — Македония — Болгария: Влора — Скопье — Бургас. Причем эта артерия запланирована таким образом, что почти половина ее проходит по территориям, на которых проживают именно албанцы.

Ряд экспертов, в том числе Владимир Овчинский, считает, что этот «проект предназначен для конкуренции с нефтепроводом Бургас — Александропулис, по которому российскую и каспийскую нефть намечено доставлять в Средиземноморье, минуя Турцию».

В связи с этим уместно вспомнить слова министра энергетики США Билла Ричардсона, который еще во время бомбардировок Югославии в 1999 году заявил: «Речь идет об энергетической безопасности Америки… Мы говорим о стратегическом сдерживании тех, кто не разделяет наших ценностей… Мы вложили значительные деньги в Каспий, а теперь для нас очень важно, чтобы нефтепроводы и политика шли в нужном нам направлении». Иными словами, если албанцев Косово, македонцев, болгар и других сателлитов США могут проконтролировать, то относительно «строптивых» сербов такой уверенности нет. Учитывая тот факт, что 80 процентов стоимости нефти состоит из расходов на ее транспортировку, в XXI веке править бал будет тот, кто контролирует маршруты транспортировки энергоносителей. Прав оказался Иосиф Бродский, который еще в 1990 году писал, что «подлинным эквивалентом третьей мировой войны представляется перспектива войны экономической».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *