Туркмения уходит на Восток. Запуск газопровода Туркмения – Китай стал одним из ключевых событий в геополитической игре, которая ведется сегодня вокруг маршрутов экспорта нефтегазовых ресурсов Центральной Азии на внешние рынки

Фонд стратегической культуры : Состоявшийся 14 декабря запуск газопровода Туркмения – Китай стал одним из ключевых событий в геополитической игре, которая ведется сегодня вокруг маршрутов экспорта нефтегазовых ресурсов Центральной Азии на внешние рынки. Церемония запуска газопровода, в которой приняли участие председатель КНР Ху Цзиньтао, президенты: Туркмении – Г. Бердымухаммедов, Узбекистана – И. Каримов и Казахстана – Н. Назарбаев, состоялась на месторождении Самандепе Лебапского велаята Туркменистана. Новый газопровод станет первой трубой, по которой туркменский газ в промышленных объемах (до 40 млрд. кубометров в год) будет поставляться на внешние рынки в обход территории России. При этом сама Россия, до сих пор закупавшая большую часть туркменского газа, в течение трех ближайших лет планирует сократить его закупки как минимум в четыре раза.

В течение этого года в Китай будет поставлено 150 млн. кубометров газа, а на проектную мощность газопровод выйдет только к 2012 г. Его главной ресурсной базой будут месторождения левобережья Амударьи, а недостающие объемы будут получены на месторождениях договорной территории «Багтыярлык». Общая протяженность трубопровода составляет около 7 тыс. км. При этом на территории Туркмении его длина составляет всего 184,5 км, а большая часть трубопровода проходит по территории Узбекистана (490 км), Казахстана (1300 км) и самого Китая (4500 км).

Несмотря на то, что основная ресурсная база трубопровода расположена в Туркмении, Узбекистан и Казахстан, благодаря своему географическому положению, стали важными транзитными странами. Поскольку же контракт на экспорт в Китай туркменского газа имеет долгосрочный характер, будучи подписанным на 30 лет, страны Центральной Азии и КНР окажутся надолго связанными новой газотранспортной инфраструктурой.

Любопытно, что еще до запуска всего газопровода состоялось открытие его казахстанского участка. 12 декабря председатель КНР Ху Цзиньтао и президент Казахстана Н. Назарбаев торжественно запустили газопровод «Казахстан – Китай». По информации казахстанской стороны, он не только обеспечит транзитный канал для поставок туркменского газа в КНР, но и позволит улучшить газоснабжение Жамбылской, Южно-Казахстанской и Алма-Атинской областей. Стоимость казахстанского участка газопровода, соглашение о строительстве которого между «КазМунайГазом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) было подписано в августе 2007 г., составила 6,7 млрд. долл. Открытие казахстанского участка, предварившее запуск всего газопровода, подчеркнуло статус Казахстана как ключевой транзитной страны, граничащей со всеми участниками этого проекта.

Запуск газопровода Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай состоялся на фоне российско-туркменского газового конфликта, начавшегося с аварии на газопроводе «Средняя Азия – Центр» в апреле этого года и не урегулированного до сих пор. Камнем преткновения является цена на туркменский газ. Согласно условиям контракта, она должна составлять 5 за 1 тысячу кубометров, соответствуя европейскому уровню. Однако в условиях значительного падения спроса и цен на газ в Европе закупать его по таким тарифам «Газпрому» стало невыгодно, что и вынудило его предложить Туркмении пойти на снижение цены. Ашхабад же потребовал соблюдения всех условий контракта, возник затяжной конфликт. Урегулировать эти проблемы во время сентябрьского визита Президента РФ Д. Медведева в Ашхабад, а также неожиданно состоявшегося в ноябре неофициального визита Г. Бердымухаммедова в Москву пока не удалось.

Более того, 24 ноября «Ведомости», ссылающиеся на информацию «близких к «Газпрому» источников», сообщили, что в течение 2010-2012 гг. российская компания планирует в 4 раза сократить закупки газа у Туркмении. По сведениям газеты, подготовленный «Газпромом» прогноз по закупкам газа в Центральноазиатском регионе предусматривает сокращение их объемов в 2 раза – с 66,1 млрд. кубометров в 2008 г. до 33-34 млрд. кубометров в 2009-2011 гг. и 37,9 млрд. в 2012 г. Основной «пострадавшей» страной будет Туркмения, у которой планируется закупать не более 10,5 млрд. кубометров газа в год, что в 4 раза меньше уровня 2007-2008 гг. При этом закупки узбекского газа к 2012 г. увеличатся по сравнению с 2008 г. на 2% и составят 14,5 млрд. кубометров. В итоге по объемам поставок газа Узбекистан обойдет Туркмению, которая ранее поставляла России 80% всего среднеазиатского газа.

При этом цена закупаемого у Туркмении газа в 2010 г., согласно планам «Газпрома», будет одной из самых низких в Каспийском бассейне. Если закупочная стоимость туркменского газа составит 222 долл. за 1 тысячу кубометров, то казахстанского – 230 долл., а азербайджанского — 244,5 долл. Дешевле туркменского «Газпрому» обойдется только узбекский газ, стоимость которого по прогнозам «Газпрома» составит 220 долл. По мнению экспертов, такая цена должна устроить Туркмению, так как за минусом расходов на транзит она вполне соответствует среднеевропейской (около 300 долл.). Однако для самого «Газпрома» закупки туркменского газа по-прежнему являются нерентабельными, и единственным мотивом, заставляющим компанию идти на них, аналитики считают нежелание оставлять в республике лишний газ, которым можно было бы заполнить существующие в проекте альтернативные газопроводы и прежде всего, конечно, «Набукко».

Компенсировать потери на российском направлении Туркмения рассчитывает за счет Ирана и Китая. Помимо запуска китайского газопровода республика планирует как минимум в 3 раза увеличить экспорт своего газа в Иран. Для этого предполагается удвоить пропускную способность существующего иранского газопровода, доведя её до 14 млрд. кубометров в год, а также запустить в декабре этого года еще один газопровод. В 2010 г. по нему планируется поставить в Иран 6 млрд. кубометров газа, а в последующие годы объемы поставок будут удвоены. В том случае, если Газпрома» реализует план сокращения закупок газа у Туркмении, Иран станет вторым после Китая рынком сбыта туркменского газа.

В ценовом отношении, однако, китайский газопровод вряд ли станет полноценной заменой российскому направлению. Окончательная договоренность между Ашхабадом и Пекином о стоимости экспортируемого в Китай газа пока не достигнута, но, по некоторым данным, она может составить 100-130 долл. за 1 тысячу кубометров на туркмено-узбекской границе, что как минимум в 2 раза ниже цены, которую готов предложить «Газпром». Очевидно, что, используя положение едва ли не монопольного покупателя газа, Китай может стать для Туркмении таким же неудобным партнером, каким длительное время был для нее «Газпром», в течение двух десятилетий скупавший весь экспортируемый республикой газ. К тому же до выхода газопровода к 2012 г. на полную проектную мощность придется ждать еще по меньшей мере три года, в течение которых туркменский бюджет будет нести существенные убытки.

Запуск китайского газопровода может сыграть заметную роль и в судьбе двух других трубопроводных проектов, конкурирующих между собой в Туркмении, – Прикаспийского газопровода и «Набукко». Если закупки «Газпромом» туркменского газа будут сокращены, строительство Прикаспийского газопровода, предназначенного для дальнейшего расширения экспорта, станет ненужным. Более того, недогруженным останется и существующий газопровод «Средняя Азия – Центр», по которому до сих пор осуществлялся экспорт туркменского газа. В то же время по поводу строительства «Набукко» на Западе продолжают излучать оптимизм. По мнению участников консорциума, конфликт между Азербайджаном и Туркменией из-за принадлежности нефтегазовых месторождений срединной части Каспия удастся преодолеть, что позволит поставлять по существующему пока в проекте транскаспийскому газопроводу не менее 10 млрд. кубометров газа из Туркмении.

В условиях, когда Россия столкнулась с угрозой ослабления своих энергетических позиций в Центральной Азии, а Туркмения – с перспективой потери крупнейшего рынка сбыта, обе стороны пытаются найти компромисс. Именно с этим связан запланированный на конец декабря визит в Ашхабад Д. Медведева. Предстоящие переговоры во многом определят ближайшие перспективы газового сотрудничества двух стран. Александр Шустов

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *