Проект «Набукко» — откуда и как взять газ?

Эхо: 13 июля 2009 года в Анкаре был подписан договор о начале строительства трубопровода «Набукко». Проект, реализация которого поддерживается со стороны ЕС, предназначен для поставок природного газа из стран Центральной Азии в Центральную и Восточную Европу через Южный Кавказ. Газопровод «Набукко» должен брать начало в турецком Эрзуруме и заканчиваться в австрийском Баумгартене. Природный газ в Эрзурум должен поступать из иранского Тебриза и из Баку по существующему трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум. Газ, который должен поступать по «Набукко», является альтернативой российским поставкам в такие страны, как Болгария, Румыния, Венгрия, Австрия. Годовой объем транспортируемого газа должен составить 31 млрд. кубометров.

Планировалось, что первые необходимые для функционирования газопровода 10 млрд. кубометров будут транспортироваться из Азербайджана с месторождения «Шахдениз». Изначально Азербайджан не был определен как страна-поставщик газа для «Набукко». Несмотря на то, что Азербайджан выражал свою поддержку проекту, с Баку не был заключен какой-либо договор, закрепляющий поставки газа. Позиция Азербайджана по поводу подключения к этому проекту была подвергнута сомнению в Баку по двум причинам.

Во-первых, после пятидневной войны в августе 2008 года и признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии Азербайджан более осторожно стал относиться к западным проектам. Имея схожую с Грузией проблему в нагорной части Карабаха, Азербайджан более осторожно стал реализовывать свои энергетические планы, чтобы не портить отношения с Россией.

Во-вторых, позиция Турции. Турция не желает довольствоваться лишь ролью транзитера газа. Анкара сама хочет заниматься реэкспортом азербайджанского газа. Азербайджан с этим не согласен. К тому же Азербайджан требует пересмотреть цену на газ, экспортируемый в Турцию. В настоящий момент цена составляет 120 долларов за тысячу кубометров. Для сравнения, цена газа для Грузии составляет 180 долларов. Вопрос о цене на газ между Азербайджаном и Турцией не разрешен до сих пор.

Стоит отметить, что газ из «Набукко» должен был поступать прежде всего из Туркменистана. Однако для этого необходимо строительство Транскаспийского трубопровода. Однако до сих пор не решен вопрос правового статуса Каспийского моря. Ашгабат и Баку не хотят решать эту проблему на двусторонней основе и требуют гарантий безопасности западных стран.

Не получив таких гарантий, Азербайджан и Туркменистан решили начать поиск альтернативных рынков для своего газа. В частности, только в декабре 2009 года Туркменистан стал участником открытия двух новых трубопроводов: один в направлении Китая, другой — Ирана. Немаловажен факт создания консорциума для эксплуатации крупного газового месторождения Туркменистана «Южный Йолотань». В консорциуме нет ни одной западной компании. В него вошли компании из Китая, Южной Кореи и Объединенных Арабских Эмиратов.

Азербайджан также активно ищет альтернативные рынки. Баку подписал договоры о поставках газа в Россию и Иран в 2010 году. Кроме того, «Газпром» обязался приобретать весь газ, который мог бы экспортировать Азербайджан. Подобного условия «Газпром» никому ранее не предлагал. Одновременно Азербайджан увеличивает емкость существующих газохранилищ, тем самым стараясь застраховать себя в случае возникновения проблем сбыта газа.

ЕС и члены консорциума, вместо того чтобы решать проблемы с потенциальными поставщиками, занялись поиском альтернативных источников. Особенно активна Турция. Анкара в качестве источников рассматривает Иран, Ирак и Египет. Некоторые турецкие эксперты ввели термин «Новый Набукко».

Однако поставки из этих стран весьма проблематичны. Газ в Иране еще надо добыть. Несмотря на то, что турецкая компания ТПАО планирует эксплуатацию месторождения «Южный Парс», у этой компании нет ни нужного опыта, ни технологий, а также финансов. Кроме того, компания может столкнуться с серьезными санкциями США, которые препятствуют возможному сотрудничеству с Ираном.

Что касается Ирака, то в этой стране существует довольно сложная правовая система. Правительство Турции заключает договоры с центральным правительством Ирака о поставках газа, но данное право принадлежит непосредственно провинциям, которые могут не следовать заключенным договорам.

Одновременно Турция, желая стать региональным энергетическим узлом, с лета 2009 года поддерживает российский проект «Южный поток». Турция настаивает на том, что «Набукко» и «Южный поток» не являются конкурирующими проектами. Но ведь оба проекта в основном рассчитывают на поставки газа из одного и того же источника.

Таким образом, строительство «Набукко» находится все еще под большим вопросом. Отсутствие конкретной политики по поставкам газа из стран Центральной Азии и Азербайджана, а также сомнительные поиски альтернативы этим странам, ставят реализацию этого проекта в тупик. Проблема состоит в том, что проект был основан на возможных предложениях потенциальных экспортеров. При этом ЕС и сами члены консорциума не особенно стараются решать проблемы этих поставщиков, надеясь, что они будут решать их самостоятельно. Данное ожидание нерациональным и если члены консорциума не предпримут реальных шагов, проект «Набукко», можно смело откладывать в долгий ящик.

Ровшан ИБРАГИМОВ, доктор политических наук, заведующий кафедрой международных отношений Университета «Кавказ»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *