Перспективы «Набукко» на фоне разногласий между Баку и Ашхабадом(«Geopolitika», Литва)

ИноСМИ: Газопровод «Набукко» для Запада на сегодня, пожалуй, главный энергетический проект в Евразийском регионе, его реализация значительно сократила бы энергетическую зависимость ЕС от России. Геополитическое значение «Набукко» столь важно, что  даже превышает экономическую отдачу от строительства газопровода.

Трасса «Набукко» спроектирована в обход России, поэтому понятно неприязненное отношение Москвы к проекту.  Не в восторге и Иран, который тоже (как и Россия) может потерять возможность стать страной транзита газа из Центральной Азии.

Очевидна заинтересованность Турции: для нее газопровод имеет не только экономическое, но и политическое значение в связи с планами членства в ЕС. Поскольку «Набукко» будет соединяться с газопроводом Баку – Тбилиси – Эрзурум, то заинтересованными странами становятся Грузия и Азербайджан.

Газ для «Набукко» должен поступать из Азербайджана и Центральной Азии.  Прежде всего – из Туркменистана и Казахстана, и их позиция является практически решающей. Однако для Туркменистана и Казахстана «Набукко» – лишь один из вариантов, который, к тому же, может осложнить отношения с Россией.

Даже если Западу удастся договориться со странами Центральной Азии о газе, то встанет другой вопрос: как этот газ попадет в трубу «Набукко»? В 1999 году США предлагали проложить газопровод по дну Каспийского моря, между Туркменистаном и Азербайджаном. Там Транскаспийский газопровод соединился бы с Южно-Кавказским, а в Эрзуруме – с «Набукко». Таким образом, опять же важны отношения Ашхабада и Баку.

После того, как весной 2008-го Баку рассчитался за газ, полученный в  1991–1992 годах, отношения с Ашхабадом потеплели. Правда, камнем преткновения остался вопрос об эксплуатации месторождений углеводородов Азери, Чираг и Кяпяз, принадлежность которых юридически не определена. Территориально месторождения находятся между Азербайджаном и Туркменистаном, в Каспийском море (туркменские названия – Хазар, Осман, Сардар). Ашхабад поговаривал об обращении в международный суд…

Когда президентом Туркмении стал Гурбангулы Бердымухаммедов, вопрос попытались решить путем переговоров. Но в июле 2009-го глава Туркмении предупредил иностранные нефтяные компании, оказывающие содействие Азербайджану в разведке и эксплуатации спорных месторождений, что они могут подвергнуться санкциям международного суда – выплате компенсаций. При этом в начале нынешнего года Г. Бердымухаммедов уверял посла Азербайджана, что нормализация отношений между двумя странами – цель внешней политики Туркменистана.

Однако разногласия Азербайджана и Туркменистана относительно месторождений – еще и составляющая столь сложной геополитической проблемы, как раздел акватории Каспийского моря  между Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном и Азербайджаном.

Очевидно, что пока не определены государственные морские границы, любой инфраструктурный проект (тот же Транскаспийский газопровод) сопряжен с риском. Это еще более осложняет реализацию проекта «Набукко», которому, к тому же, противятся Россия и Иран. Россия говорит об экологической опасности, напоминает об отсутствии согласия между пятью странами. Иран апеллирует к договорам с Советским Союзом (1921, 1940), в соответствии с которыми всякие односторонние действия в отношении Каспийского моря являются противозаконными. Создается ощущение, что Москве и Тегерану выгодно поддерживать напряженность между Баку и Ашхабадом. Однако согласовывать стратегию в отношении Транскаспийского коридора Москве и Ирану сложно, так как они конкурируют за туркменский газ.

США, ЕС и Турция заинтересованы в дальнейшей нормализации отношений Баку и Ашхабада. Анкара даже предложила свою помощь. Правда, это проблематично: Турция не имеет достаточной свободы действий, будучи зависимой от России и Ирана как своих основных поставщиков газа.

В отношении Транскаспийского газопровода дипломатическую изобретательность проявляет Америка.

В Ашхабад на форум «Газ и нефть Туркменистана 2009» приезжал Дэниел Стейн (Daniel Stein). Помощник спецпредставителя США по энергетическим вопросам в Евроазиатском регионе утверждал, что США готовы стать оказать посредничество в споре Азербайджана и Туркменистана относительно статуса Каспийского моря. Правда, Д. Стейн отметил, что урегулирование вопроса не будет простым и быстрым. США могут предложить Азербайджану и Туркменистану создать совместное предприятие по разработке месторождений углеводородов, которое добывало бы газ в Кяпязе. Поскольку ни одна из перечисленных стран не имеет технологии глубинной добычи газа, то проект совместного предприятия выглядит привлекательным.

Затем, в январе 2010-го, многих удивили высказывания, сделанные в Вашингтоне шефом Д. Стейна Ричардом Морнингстаром: «Мы хотим, чтобы Россия участвовала в проекте как партнер, и можем передать ей предложение о поставках газа в рамках «Набукко», скажем, по проложенному в Турцию трубопроводу “Blue Stream”. (…) Если мы об этом поговорим с русскими  открыто, то, возможно, получим интересные ответы».

Заявление Р. Морнингстара, рассмотренное в перспективе «Набукко» и Транскаспийского газопровода, наводит на мысль о том, что США хотят напомнить и Азербайджану, и Туркменистану: возможны разные пути газа из Центральной Азии в «Набукко». Поэтому Транскаспийский трубопровод должен стать объединяющим фактором для Азербайджана  и Туркменистана.

Адрес публикации: http://www.inosmi.ru/caucasus/20100301/158389550.html

Оригинал публикации: Geopolitika

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *