Взорвется ли Иран на курдской «бомбе»?

Курдская проблема становится все более актуальной для Ирана. Серьезную опасность для него она представляет с начала ХХ века. И остается нерешенной до сих пор — иранские курды как не имели, так и не имеют почти никаких автономных прав. И все больше представителей этого народа видят выход в создании собственного государства.

Первые крупные попытки иранских курдов в 1912, а также в 1917 — 22 гг. создать собственное государство потерпели провал. Тогда Тегерану удалось подавить выступления. Главными причинами стали разобщенность самих курдов и отсутствие стабильной поддержки извне.

Еще одна возможность создания независимого курдского государства появилась после Второй мировой войны. И оно даже существовало около года, с января по декабрь 1946 г. Речь идет о Мехабадской республике, созданной после прихода в северный Иран советских войск в августе 1941 г. (когда Москва взяла курс на отторжение севера Ирана с целью включения в состав Азербайджанской ССР).

Однако в мае 1946 г., под нажимом Запада Сталин вывел из Ирана советские войска. А в декабре 1946 г. иранские власти навели там «конституционный порядок» силой.

Однако Месхабадскую республику курды не забыли. Тем более, что при шахе курдская проблема всё больше заходила в тупик. При нем они не могли издавать газеты на родном языке, вести на нем преподавание в школах и так далее.

В итоге, именно иранские курды внесли заметный вклад в свержение шаха. В 1967 г. они подняли восстание, продолжавшееся полтора года и жестоко подавленное властями. Однако и после этого курды не прекратили борьбу. Подавление национальных меньшинств во многом и погубило шахский режим.

Третий раз в минувшем столетии шанс на создание государственности у иранских курдов появился в начале 1979 г., когда произошла Исламская революция в Иране. В которой они, кстати, приняли самое активное участие. По сути, власть в Иранском Курдистане оказалась в руках курдов.

Новое правительство в Тегеране отказалось от предоставления курдам автономии и к зиме 1979-80 гг. (в очередной раз) силой подавило их выступление. Одной из главных причин стала старая болезнь курдов — отсутствие единства в собственных рядах. После этого положение курдов по сравнению с шахскими временами даже ухудшилось.

Не принесла для них положительных изменений и смерть аятоллы Хомейни в 1989 г. В это время курды продолжали борьбу в подполье и эмиграции. Как не услышали их голос и во время «либерального» президентства Хатами (1997 — 2005).

Заметим, что в Иране считают, что курды не являются отдельной нацией, а раз так, то никакой автономии они не заслуживают. Об этом говорит хотя бы то, что официальных представителей курдского народа в меджлисе сейчас нет. И это при том, что другие представители неперсидских этносов (в том числе ассирийцы и армяне), своих депутатов имеют. Есть в местном парламенте даже представители евреев-иудеев. Разумеется, подобное положение не может не раздражать курдов.

Курды недовольны и наблюдающейся диспропорцией в выделении бюджетных средств регионам с персидским и неперсидским населением. Инвестиции центра в местную экономику практически не заметны. В связи с этим в иранском Курдистане остается наиболее высоким уровень безработицы. Кроме того, по сравнению с другими регионами Курдистан отличается одними из самых низких в стране доходов на душу населения.

До последнего времени курдские общественные и политические деятели предпринимали попытки налаживания мирного диалога с властями. Однако они провалились. Так, в сентябре 2001 г. шесть депутатов меджлиса от провинции Курдистан заявили о добровольном снятии с себя депутатских обязанностей из-за назначения очередным губернатором перса-шиита «со стороны», не знающего нужды жителей региона. Они пытались жаловаться на это и премьеру, и президенту. Но безуспешно. Последний вообще отказался с ними встречаться, мотивируя это «недостатком времени». Можно представить, какое возмущение испытали при этом курды.

А накануне парламентских выборов 2004 г. целый ряд кандидатов-курдов иранские власти сняли с предвыборной гонки под предлогом того, что собранные ими подписи оказались недействительными. Об остроте ситуации свидетельствуют беспорядки, происходившие здесь летом 2005 г.

Нынешний президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, казалось бы, уделяет курдам куда больше внимания, чем его предшественники, поскольку он часто бывает в поездках по стране и регулярно встречается с курдским населением. Впрочем, курды уже успели разочароваться и в Ахмадинежаде, поскольку после его посещений ничего не изменилось.

Пока в курдских районах сохраняется сравнительное спокойствие. И сейчас (за исключением явных радикалов) никто не пытается решить вопрос силой, зная, что расклад в случае возможного восстания без внешней помощи будет явно не в пользу курдов.

Тем не менее, это очень похоже на затишье перед бурей. Так, курдская эмигрантская пресса пишет, что в Иранском Курдистане в любой момент возможен социально-политический взрыв. Тем более, что за 30 лет, минувших с момента победы Исламской революции, здесь не раз лилась кровь и достаточно одной искры, чтобы полыхнул очередной «курдский пожар». Учитывая, что иранские курды насчитывают свыше 6 млн человек, составляя в сумме семь процентов населения, они представляют серьезную силу.

Сегодня курды заявляют, что «только свобода и равноправие могут положить конец сепаратистским движениям». Периодически здесь, как и в других национальных окраинах Ирана, происходят волнения, которые официальный Тегеран пытается представить попытками западных спецслужб «взорвать страну изнутри». В первую очередь, подобные обвинения звучат в адрес США. Ведь именно курдские формирования получают основную часть финансовой помощи, выделяемой США в рамках поддержки демократии в Иране.

Есть ли возможность для Ирана избежать применения против себя «курдского оружия»? Для этого он должен предоставить курдам самую широкую автономию.

Пока большинство курдских лидеров занимают выжидательную позицию: как поступит мировое сообщество с Ираном в связи с его нежеланием сворачивать ядерную программу. Но ясно одно: в случае начала военной операции против него курды не останутся в стороне от борьбы. Для них это будет блестящая и возможно, последняя возможность для создания собственной государственности.

Однако, как заявил в интервью «Правде.Ру» главный редактор газеты «Свободный Курдистан» Исхан Мироев, «курды отдают себе отчет, что Запад, в том числе и США, являются ненадёжными союзниками в борьбе с иранским режимом, поскольку они преследуют свои цели в регионе, которые не всегда совпадают с чаяниями курдского народа».

Но даже если курдам удастся обрести независимость, это не решит проблему в комплексе. Как считает Исхан Мироев, «Решение курдского вопроса находится не в Иране, а в Турции, где и проживает большинство курдов». Разумеется, это может затронуть и Ирак с Сирией…

В случае, если Западу удастся отколоть от Ирана Курдистан, это может отозваться громким эхом по всему Ближнему Востоку. Но даже без этого, используя курдскую проблему в политических «играх», можно оказывать серьезное влияние на всю ближневосточную политику. Сергей Балмасов

Источник: Правда.ру

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *