Пекин вынашивает новые энергетические проекты

Сегодня начинается государственный визит председателя КНР Ху Цзиньтао в Узбекистан. Он проведет двусторонние переговоры с президентом Исламом Каримовым и примет участие в саммите ШОС. После мероприятия китайский лидер 11 июня посетит Казахстан. «Поездка Ху Цзиньтао в Центрально-Азиатский регион имеет важное значение для развития ШОС и укрепления двусторонних отношений Пекина с Ташкентом и Астаной», – сказал на брифинге для журналистов помощник министра иностранных дел КНР Чэн Гопин.

Китай заинтересован в продвижении новых нефтегазовых проектов в Центральной Азии. Такое мнение высказал «НГ» эксперт Центра исследований Восточной Азии и ШОС Леонид Гусев. «Для этого есть все основания. Китай на протяжении последних лет ведет разведывательные работы на месторождениях Узбекистана. В частности, Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) ведет геологоразведочные работы на акватории Аральского моря, Устюртском, Бухаро-Хивинском и Ферганском нефтегазоносных регионах республики и месторождении Мингбулак. По их результатам можно будет говорить и о путях доставки углеводородов в Поднебесную», – сказал Леонид Гусев.

Опыт сотрудничества в строительстве трубопровода у Узбекистана и Китая уже есть. В конце прошлого года был запущен газопровод Центральная Азия – Китай, часть которого прошла по территории Узбекистана. «Узбекистан с его богатыми ресурсами мог бы стать хорошей базой для Китая. Ежегодно в республике добывается более 60 миллиардов кубометров природного газа и около 8 миллионов тонн нефти», – сказал эксперт из Ташкента Равшан Назаров.

Сотрудничество двух стран не ограничивается лишь нефтегазовой сферой. Из Узбекистана в Китай через территорию Киргизии строится железная дорога, разрабатывается проект прокладки автотрассы. По данным МИД Узбекистана, в республике действует более 300 предприятий с китайскими инвестициями, из них 52 – со 100 процентов китайским капиталом. «Стремительный рост масштабов китайского торгового присутствия в Узбекистане стал возможным в первую очередь благодаря осуществляемой Китаем программе экспортного кредитования – предоставления целевых кредитов, которые используются для закупки китайских товаров и услуг», – пояснил «НГ» эксперт Ассоциации приграничного сотрудничества (Узбекистан) Владимир Парамонов. Программа осуществляется на основе подписанного в 2005 году соглашения между Экспортно-импортным банком (ЭКСИМ-банком) КНР и Национальным банком Узбекистана внешнеэкономической деятельности (НБУ ВЭД) и затрагивает различные отрасли экономики республики: нефтегазовую, электроэнергетическую, химическую, транспортную и аграрную. «Хотя данные проекты лишь с определенной долей условности могут быть названы «собственно китайскими», Узбекистан осуществляет их самостоятельно и «лишь» использует китайское финансирование. Как известно, Ислам Каримов всегда с подозрением относится к тесному сближению, поскольку понимает, что любое экономическое присутствие со временем превращается в политическое», – считает Парамонов.

По мнению Леонида Гусева, Узбекистан и Китай может сблизить и проблема обеспечения безопасности в регионе. Речь идет о войне в Афганистане, всплесках экстремизма в странах Центральной Азии, в том числе в Узбекистане. В нынешнем году дестабилизатором в регионе уже стала соседняя Киргизия. «В Пекине опасаются, что различного толка экстремистские движения могут перебрасываться на территорию Китая и усугублять без того нестабильную ситуацию в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), где летом прошлого года в ходе беспорядков погибли сотни людей», – сказал «НГ» Леонид Гусев. По его словам, вопрос безопасности в рамках ШОС обсуждается с 2003 года и до сих пор остается нерешенным. «Ху Цзиньтао, находясь в Центральной Азии, несомненно, затронет вопросы безопасности и стабильности с местными лидерами», – считает Гусев.

Источник: Независимая

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *