Общие ресурсы — от Ванкувера до Владивостока…

США давно ревнуют Россию к Европе. Они вообще опасаются чрезмерного сближения двух «империй», соседствующих в Евразии. И поэтому хотят притянуть их к себе: Европу через Атлантику, а Россию — через Тихий океан. К тому же восточная часть нашей страны мало освоена и весьма богата природными ресурсами. США хотели бы получить к ним легкий доступ, пока их не прибрал к рукам Китай. Такой стратегии Вашингтона отвечают и некоторые российские планы: например, прокладки тоннеля под Беринговым проливом.

На прошлой неделе на Мировом политическом форуме в Ярославле выступал, в числе прочих, Збигнев Бжезинский, бывший советник президента США по национальной безопасности. Он говорил о том, что серьезную опасность для выживания человечества могут представлять потенциальные катаклизмы, и предотвращать их нужно общими усилиями. В этой связи Россия важна для всего мира, а ее модернизация «дает возможности для союзничества как с Европой, так с США и Китаем». А глобальная стабильность может быть достигнута «только за счет масштабного сотрудничества, а не имперского доминирования».

И тут Бжезинский предложил интересный вариант такого сотрудничества: к 2050 г. создать «новое содружество от Ванкувера до Владивостока», правда, не уточнив, с какой стороны следует соединить Ванкувер с Владивостоком. Конечно, он имел в виду, что содружество должно простираться в сторону Евразии и Атлантики, окольцовывая, таким образом, практически все Северное полушарие. Но, возможно, здесь мы имеем дело с «оговоркой по Фрейду»: говорил Бжезинский одно, а скрывал за этими словами совсем другое, и оно немножко «просвечивает». А именно: что восточную часть России хорошо бы притянуть к Америке (то есть США и Канаде), зацепив за Владивосток. Именно в этом контексте хорошо понятны посылы про возможности сотрудничества России «не только с Европой», но также с США и Китаем. Оба граничат с РФ на востоке и поэтому противопоставляются Европе. Хотя основная конкуренция за российскую дружбу начнется именно между ними.

Россия в изобилии обладает практически всеми видами природных ресурсов, в том числе энергетическим сырьем, лесом и дефицитными сельскохозяйственными землями. Немалая часть этих богатств находится в малоосвоенной восточной части страны. Именно туда все чаще обращаются взоры глобальных партнеров. Завоевательная война слишком опасна (поскольку речь идет о ядерных державах), поэтому они ведут речь о различных формах сотрудничества и интеграции. Чтобы без боя получить полный доступ ко всему этому богатству. Похоже, именно такую тактику вознамерились избрать Соединенные Штаты, и ярославские тезисы Бжезинского — первая ласточка настоящей «перезагрузки».

Самое удивительное, что в России уже есть благоприятная почва для транстихоокеанского сближения. Пространство от Владивостока до Ванкувера «в восточном варианте» может стать реальностью, в частности, благодаря реализации одного из давно вынашиваемых проектов-гигантов. Речь идет о сооружении тоннеля под Беринговым проливом.

Идея не нова: она появилась еще в дореволюционной России. В самом узком месте Евразию отделяет от Северной Америки всего 86 км довольно неглубокого моря. Учитывая вечное стремление России к объединению земель — если не властью, то хотя бы транзитом, — это обстоятельство не дает покоя нашим геостратегам. Мост или тоннель через Берингов пролив, кажется, должен открыть колоссальные перспективы.

Не так давно, в августе, об этой идее напомнил президент Якутии Егор Борисов. На международной конференции «Комплексное развитие инфраструктуры на северо-востоке», состоявшейся в Якутске, он говорил о необходимости развивать транспортную инфраструктуру восточной части России с тем, чтобы реализовать транзитный потенциал региона. Это позволит эффективнее участвовать в работе транспортного коридора «Европа-Азия», а также создать принципиально новый коридор «Евразия-Америка». Эта магистраль заработает после сооружения вышеназванного подводного тоннеля. По оценкам Борисова, «ее высокоскоростное железнодорожное и автомобильное сообщение обеспечит круглогодичную транспортировку более 3% мирового грузооборота».

Есть и более впечатляющие оценки возможностей данного проекта. Так, руководитель Совета по изучению производительных сил при Минэкономразвития Виктор Разбегин полагает, что под Беринговым проливом будет проходить 5% всех транспортных перевозок в мире. Притом что грузопоток между Азией и Северной Америкой возрастет к 2030 г. в полтора раза — до 500 млн тонн в год, 15–20% этого потока позволят проекту окупиться менее чем за 20 лет. А ведь он предполагает не только рытье тоннеля, но и прокладку более 6 тысяч км железных дорог: 4 тысячи на нашей и 2 тысячи — на американской. У нас же еще придется прокладывать автомагистрали. А самые оптимистичные прогнозы предрекают сухопутному коридору «Евразия-Америка» до 25% мирового объема грузоперевозок.

Как бы то ни было, наибольшие бонусы от этой торговли получит Америка. Она притянет к себе ресурсы восточной части Евразии и получит мощный козырь в соперничестве с Китаем. К тому же восточные регионы России с радостью пойдут на сближение с таким сильным партнером, как США (позиция якутского президента не оставляет в этом никаких сомнений). Что же касается «дальнобойного» трансконтинентального транзита, то он вряд ли пойдет через Берингов пролив. Европе куда проще торговать с Америкой через Атлантику, а странам Юго-Восточной Азии и Китаю — через Тихий океан. Гигантский тоннель, таким образом, будет служить главным образом средством экономической интеграции США, Канады и России. То есть, позволит американским партнерам приблизить к себе сибирские ресурсы и освоить тамошние рынки. А вот какую пользу он принесет России — непонятно.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *