США, а вместе с ними и ЕС активно навязывают Каспийскому региону трубопроводные проекты, в основе которых лежат политические решения

В прикаспийских странах продолжают делать заявления о наличии значительных запасов углеводородного сырья и подтверждают готовность участвовать в новых трубопроводных проектах.

В 2014 году ЕС намерен активизировать усилия, связанные с реализацией трубопроводов, идущих по дну Каспийского моря. Брюссель намерен в ближайшее время продолжить переговоры с Ашхабадом относительно реализации проекта Транскаспийского газопровода. В осуществлении данного проекта ключевую роль ЕС отводит Туркменистану, который за последнее десятилетие стал участником новых трубопроводных проектов. Однако готовность Ашхабада участвовать в Транскаспийском проекте пока не идет дальше политических заявлений. На позиции Туркменистана большое влияние оказывает Китай, который обеспечил Ашхабаду надежные поставки природного газа на долгосрочной основе. Пекину удается блокировать усилия США, которые продвигают идею строительства ТАПИ, и надежно удерживать Ашхабад в сфере своего влияния.

Азербайджан для транспортировки своих углеводородов будет располагать газопроводом Баку–Тбилиси–Эрзурум и  Трансадриатическим газопроводом (ТАP), который должен быть введен в строй к 2020 году.  Со строительством ТАР участие Азербайджана в Транскаспийском газопроводе теряет смысл. Для Баку важно загрузить собственную «трубу». В свою очередь, Ашхабад планирует увеличить объемы поставок в направлении Китая и Ирана.

Позиции прикаспийских государств и прогнозные показатели добычи и экспорта газа из Азербайджана приводят к выводу, что продвигаемый ЕС проект Транскаспийского газопровода носит политический характер.

Подробнее С.Жильцов здесь