Принуждение к экспорту: Туркмению загоняют в «геополитический цугцванг»

В настоящее время Туркменистан является одним из крупнейших поставщиков газа в Китай (около 90% туркменского экспорта). Поступательное развитие энергетического сотрудничества между Россией и Китаем должно привести к тому, что Китай не будет нуждаться в туркменском газе. Логическим продолжением этого сценария является неизбежное сближение Турции, Азербайджана и Туркменистана в положительном русле энергетической геополитики для европейского рынка, в такой конфигурации Туркменистан вынужден искать новых потребителей газа, и самым привлекательным направлением являются проекты TANAP и TAP.

При этом строительство газопровода из Туркмении по иранской территории, через Прикаспийскую низменность, с учетом всего контекста взаимоотношений Иран — США и ЕС представляется невозможным даже в отдаленной перспективе. Собственно, подобный проект пока никем и нигде всерьез и не рассматривался. Давняя азербайджанская мечта — строительство «Транскапийского газопровода» по дну Каспия остается мечтой, реализовать которую не позволят жесткие позиции РФ и ИРИ.

Туркмения подводится к ситуации отказа от китайского экспорта с переориентацией на не вполне реальные маршруты в западном направлении. Турция в данном случае выполняет лишь роль оператора этого провокационного, по сути, проекта, Азербайджан объективно заинтересован в вовлечении Туркмении в TAP и TANAP, как и в действительной реализации этих маршрутов, но общий смысл остается один: происходит формирование масштабного конфликта с вовлечением КНР.

Подробнее здесь